Главная \ Статьи \ Новеллы Федеральной контрактной системы. «Старичок» - 94-ФЗ.

Новеллы Федеральной контрактной системы. «Старичок» - 94-ФЗ.

« Назад

01.12.2014 09:23

Добрый день коллеги. Сегодня мы поговорим об уже канувшем в небытие, законе о госзакупках N 94-ФЗ, до определенного момента считавшимся основным законом, определяющим правила осуществления государственного заказа в Российской Федерации.
Естественно многие положения данного акта, отражали международный опыт в данной сфере. Мало того, благодаря этому закону, государству удалось все закупки подвести под единый регламент и модель. Не маловажным является появление и развитие конкуренции в области ГОСЗАКУПОК, а так же борьба с монополизацией и недобросовестной конкуренцией. На первое место стала экономия бюджетных средств, что явилось своеобразным скачком в развитии данной сферы.
Кто был заказчиком в соответствии с принятым законом? Это - государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов.
Как мы помним, в соответствии с законом, закупки мог проводить уполномоченный орган, который наделил государственный заказчик соответствующими полномочиями. При этом уполномоченный орган не мог заключить контракт, а мог только провести соответствующую процедуру закупки. Как примеры - Департамент здравоохранения города Москвы, Министерство культуры РФ и т.д. Данные организации распоряжались бюджетными средствами подведомственных учреждений, при этом данные учреждения являлись заказчиками по государственном уконтракту.

Так же у заказчиков, в соответствии со ст. 6 ФЗ № 94, была возможность привлекать специализированные организации. Данные организации привлекались в помощь, так как обладали очень высокой компетенцией и квалификацией. Что могли делать специализированные организации:
- разработка документации;
- опубликование и размещение извещения;
- приглашение принять участие в закрытой процедуре;
- иные различные функции, обеспечивающие закупочную деятельность Заказчика.
Функциями государственного заказчика в любом случае были следующие функции: создание комиссий, определение НМЦК, определение предмета контракта, разработка существенных условий, утверждение документации и контракта, описание условий торгов и возможность их изменения и это не полный список зон ответственности полностью лежащих на плечах именно государственного заказчика.
Следует напомнить, что участниками размещения заказа могли быть физические и юридические лица.
Присутствовали единые требования к участникам исходя из ст. 11 Закона N 94-ФЗ, четыре пункта, против 8 пунктов соответствия нынешней Федеральной контрактной системы. Заказчик мог установить такие требования как обладание исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности, в случае, если заказчик покупает права на интеллектуальную собственность. Обязательным было отсутствие в РНП(реестр недобросовестных поставщиков). Предъявлять другие требования заказчик не имел права. Исключение являлись закупки для нужд обороны страны и безопасности государства. Проверка участников на соответствие – функция государственного заказчика, которую он осуществлял самостоятельно, путем запросов в соответствующие органы. Был регламентирован порядок ответа – в течении 10 дней. При несоответствии участник закупки не допускался до торгов. Данный механизм с одной стороны делал закупку доступной для всех, а с другой снижал вероятность попадания недобросовестного поставщика в пул участников.
Государственный контракт заключался с победителем, давшим лучшие условия контракта.
Виды процедур были сильно ограничены. В активе у государственного заказчика значились следующие формы:
• конкурс, аукцион, аукцион в электронной форме;
• запрос котировок, закупка у единственного поставщика
Каждая процедура была четко регламентирована.
Вся информация публиковалась в извещении о процедуре и в соответствующей документации.
Так же как и в ФКС, присутствовал «аукционный перечень товаров», хочется отметить, что туда попадали закупки по строительству, а так же реконструкции, в случае капитального ремонта объектов капитального строительства, включая временные постройки. Сложное строительство и строительство особо опасных, технически сложных объектов закупалось так же путем открытого конкурса.
Государственный заказчик, мог использовать определенный вид закупки, когда потребность в одном и том же товаре присутствовала у нескольких заказчиков. Такая процедура называлась совместными торгами.
Не забыли законодатели и субъектов малого предпринимательства. Не менее чем десять и не более чем двадцать процентов от СГОЗ покупалось у представителей СМП.
В 94-ФЗ было два вида конкурсов - открытый конкурс и закрытый. Закрытый конкурс проводился только в регламентированных законом случаях:

- сведения о предмете контракта составляют государственную тайну, и такие сведения содержатся в конкурсной документации или проекте контракта,
- закупка драгоценных металлов и товаров имеющих историческую ценность
В формате проведения процедур различного характера у государственного заказчика присутствует запрет предъявления требований к производителю товара, к участнику размещения заказа, к квалификации участника размещения заказа, требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов.
Определены этапы проведения открытого конкурса:
• определение предмета закупки
• выбор способа размещения
• подготовка, согласование и утверждение заказчиком технического задания, проекта государственного контракта и конкурсной документации;
• подготовка, публикация и размещение на сайте извещения о проведении конкурса
• размещение изменений
• предоставление конкурсной документации
• разъяснение положений конкурсной документации
• подача участниками заявок
• определение победителя
• заключение государственного контракта

Основным критерием в конкурсе являлась цена. Помимо цены контракта не стоимостными критериями могли быть:
1) «функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товар, в том числе качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг;
2) расходы на эксплуатацию товара;
3) расходы на техническое обслуживание товара;
4) сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
5) срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;
6) объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг.»
Значимость таких критериев могла быть не более двадцати процентов, за исключением нескольких видов конкурсов, где таким критериям давалось до 30% значимости.
Вот, вкратце, все о конкурсе в рамках 94-ФЗ. Переходим к следующему виду - открытый аукцион в электронной форме. Победитель, лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта. Отличие данной процедуры от других, пошаговое снижение цены. «Шаг аукциона» - от 0,5 % до 5%. Данный вид торгов очень полюбился заказчикам за свою простоту и быстроту в применении. Особенность процедуры проведение в электронной форме. Проведение обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в сети Интернет. Участие в электронном аукционе строго бесплатное, информация доступна всем желающим, но принять участие в процедуре могла только компания прошедшая аккредитацию на электронно-торговой площадке. Хочется напомнить, что их было пять. На сегодняшний день пул ЭТП на которых проводятся ГОСЗАКУПКИ, не изменился, те же пять площадок на своих ресурсах проводят электронные аукционы.
По правилам электронного документооборота, все документы в электронном аукционе подписываются в обязательном порядке ЭЦП. Этапы электронного аукциона:
- размещение извещения
- подача заявок на участие(заявка состоит из двух частей)
- рассмотрение первых частей
- аукцион (промежуточный победитель)
- рассмотрение вторых частей(окончательный победитель)
- заключение контракта
Запрос котировок, еще один способ размещения заказа. Информация доступна всем желающим, участие бесплатное, обеспечение заявки не требуется. Особенность - запрос котировок проводится при цене контракта не более пятьсот тысяч рублей.
Этапы проведения запроса котировок:
1. Публикация извещения.
2. Рассмотрения и оценки котировочных заявок 
3. Заключение контракта.
Последнее, размещение заказа у единственного поставщика.
Случаи размещения заказа у единственного поставщика были четко регламентированы в 94-ФЗ. Цена разового контракта не превышала 100 тыс. рублей, в определенных законом случаях 400 тыс. рублей. Сегодня перечень закупок у единственного поставщика существенно выше, а вот пороговые значение не изменились. Тем не менее, очень сильно изменились усовия проведения такой закупки, но это тема другой статьи.
Таким образом, мы с Вами освежили информацию о «старичке» 94-ФЗ, это позволит нам увидеть разницу и ощутить изменения, пришедшую в сферу ГОСЗАКУПОК.
Спасибо за внимание. До новых встреч. Удачи в ГОСТОРГАХ.

Вы хотите выигрывать ГОСТОРГИ? Хотите видеть свою компанию в победителях тендера? Обращайтесь и Вы научитесь зарабатывать в ГОСТОРГАХ намного больше и станете квалифицированным тендерным специалистом!  Обучаться можно не выходя из дома, по всем законам, регламентирующим ГОСЗАКУПКИ. Высокая квалификация преподавателя и располагающая атмосфера сделают обучение простым и очень результативным. В процессе обучения используется новейшее программное обеспечение, позволяющее прекрасно видеть, отлично слышать, вносить корректировки в презентации. Преподаватель использует последние версии методических материалов Министерства экономического развития и ФАС России. Наши курсы имеют самый высокий коэффициент плотности подачи материала по отношению к другим обучающим центрам. Как профессионал, Вы оставите всех позади себя!

 



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий: