« Назад
19.09.2014 01:03
Добрый день уважаемые коллеги. Хотел бы презентовать Вам новую статью, посвященную самой не однозначной, не прозрачной и до конца не очевидной процедуре – открытому конкурсу. В ходе статьи я постараюсь ответить на интересующий всех вопрос - что такое открытый конкурс? Со всей ответственностью заявляю, что очень многие поставщики так выстраивают свою тендерную работу, чтобы не участвовать в открытых конкурсах вообще или принимать в них участие по минимуму. И это не удивительно, так как в данной процедуре прослеживается явный субъективный подход к оценке заявки поставщика со стороны государственного заказчика. Рассматривается цена контракта, расходы на эксплуатацию и ремонт, стоимость жизненного цикла, качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, квалификация участников закупки. Квалификация, в свою очередь имеет свои под критерии, давайте рассмотрим и их:
-наличие финансовых ресурсов;
- наличие оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании;
- наличие опыта работы, связанного с предметом контракта;
- наличие деловой репутации;
- наличие специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Другими словами, Ваши конкурентные отличия должны быть по всему спектру выполнения контракта, а не только цене. Согласно закону Российской Федерации № 44-ФЗ «О контрактной системе» открытый конкурс выступает как основной способ осуществления ГОСЗАКУПОК товаров или услуг, при котором определяется их поставщик (исполнитель), предложивший выполнение положений контракта на наиболее выгодных условиях. Законодательные органы РФ рекомендуют заказчикам государственной и муниципальной сфер проводить процедуру закупок именно таким способом, т.к. открытый конкурс признан наиболее оптимальной торговой процедурой, в случае если основным критерием является не только цена. Какие преимущества у данной процедуры:
- при выборе победителя помимо цены могут учитываться квалификация участника закупки, качественные и иные характеристики ТРУ;
- часть функций по организации и проведению закупки (например, подготовка документации, размещение информации на официальном сайте, в единой информационной системе (ЕИС)) может быть передана специализированной организации. Такая возможность предусмотрена только при проведении конкурса или аукциона (ч. 1 ст. 40 Закона N 44-ФЗ);
- отсутствуют риски возникновения технических сбоев на электронной площадке;
- в описании объекта закупки при определенных условиях можно указывать товарные знаки того товара, который предполагается использовать при выполнении работ, оказании услуг (п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ).
Но есть и недостатки:
- высокая вероятность проверки на предмет правильности выбора способа определения поставщика (в связи с установлением ч. 2 ст. 48 Закона N 44-ФЗ ограничений на проведение открытого конкурса);
- длительность процедуры по сравнению с запросом котировок, запросом предложений, закупкой у единственного поставщика;
- высокий риск возникновения претензий к заказчику и конкурсной комиссии в связи с ошибками в ходе проведения открытого конкурса (из-за сложности и множества этапов процедуры);
- расширенная (по сравнению с электронным аукционом) зона ответственности заказчика (прием и регистрация заявок, обеспечение их сохранности и конфиденциальности, возврат обеспечения исполнения заявок, хранение документов).
- Определение контрагента по 44-ФЗ.
Положения закона РФ № 44-ФЗ предусматривают несколько способов определения поставщика требуемых согласно государственному заказу товаров и услуг. Среди них из семейства «конкурсов», наиболее распространены следующие: • открытый конкурс; • двухэтапный конкурс; • закрытый конкурс; • открытый и закрытый конкурс с ограниченным участием; Отметим, что по сравнению с законом 94-ФЗ, который предшествовал закону «О контрактной системе», список видов проведения конкурсов был увеличен. Совершенно новыми для сферы закупок является двухэтапный конкурс (как правило, применяется в научной и интеллектуальной сфере). В каких случаях проводится данная процедура:
-в случае выполнения научно-исследовательских или проектных, архитектурно-строительных работ, проведения различного рода научных экспериментов, изысканий; - в случае поставка инновационных и высокотехнологичных товаров; - в случае оказания ЭНЕРГОСЕРВИСНЫХ услуг; - в случае оказания услуг по созданию литературных произведений, произведений искусства, их исполнения;
Открытый и закрытый конкурс с ограниченным участием (когда заказчик нуждается в конкретном виде и уровне специализации поставщика), а также конкурс с ограниченным участием, проводится в случае, если товары могут быть поставлены, только ограниченным кругом лиц, обладающих соответствующей квалификацией. Так или иначе, но основной способ проведения закупочных процедур – это открытый конкурс. Открытый конкурс: что нового? Закон РФ 44-ФЗ(Федеральная контрактная система) принес немало важных и кардинальных изменений в сферу государственных закупок, которые нацелены на эффективность, гласность закупок и антикоррупционную деятельность. Автоматически отменив действие 94-ФЗ, новый закон «О контрактной системе» внес изменения в систему проведения тендерных торгов и ввел тем самым ряд нововведений:
• Заказчик обязуется разместить извещение о факте проведения торгов не меньше чем за 20 дней (94-ФЗ требовал 30-дневного минимального срока).
• Возможность для внесения изменений четко ограничена.
• На усмотрение заказчика, можно подавать заявки исключительно в бумажном виде. • За период 20 дней должен быть составлен единый протокол, который объединяет в себя и рассмотрение, и оценку предоставленных заявок. • Изменилась также процедура действий в случае, если подписать контракт не удалось, т.к. конкурс был признан несостоявшимся (об этом детальнее – в последнем подразделе статьи). • В случае, когда поданные заявки на участие в торгах отсутствуют, ГОСЗАКАЗЧИК имеет право провести повторный конкурс, но при этом сроки публикации на сайте извещения о нем сокращаются в подобном случае до 10 дней. • Запрос предложений становится актуальным, если и повторные торги не прошли в силу тех или иных причин. • Контакт по 44-ФЗ обеспечивает банковская гарантия, которая подается участником торгов вместе с заявкой. • В 2013 г. создан единый электронный ресурс, в котором содержится информация о всех гарантиях банков, выданных для обеспечения выполнения государственных и муниципальных контрактов, - реестр банковских гарантий. • Цена контракта влияет на размер его обеспечения (обязательным является внесение гарантийной суммы от 5-ти до 30-ти % НМЦК). Добавим также, что в открытом конкурсе доступный для всех участников характер имеет и конкурсная документация – закрытый конкурс же, не допускает свободный доступ к ней. Особенности проведения Законодательные основания закона РФ № 44-ФЗ предполагают осуществление открытого конкурса по четко определенным в ней требованиям. Попробуем представить общий вид проведения данного конкурса в такой схеме-алгоритме: 1. Для начала заказчик решает, какие закупки ему нужно совершить и выбирает форму проведения тендерных торгов. 2. Создается специальная комиссия по закупкам, предварительно назначаются ее члены, и обговаривается технология работы. 3. Подготавливается, согласовывается и утверждается конкурсная документация согласно требованиям ст. 50 закона 44-ФЗ. В ней следует учесть следующее: • объект закупок и цена контракта; • общие требования по оформлению и подаче заявок; • условия контракта и (не)возможность их изменения; • систему отмены заявок от участников или их возврата в случае подачи вне определенного срока; • порядок разъяснения участникам положений и сроков подачи конкурсной документации; • критерии, по которым будет осуществляться оценка заявок; • размер обеспечения контракта и заявки; • положения, которые определяют возврат обеспечения контракта и его предпосылки; • условия, при которых актуально расторжение контракта; • информация о контрактной службе и т.д. 4. На официальном сайте по государственным закупкам размещается извещение об открытом конкурсе. Отметим, что с 2016 г. данная операция будет производиться в рамках ЕИС (Единая Информационная Система). 5. Согласно требованиям ст. 53 44-ФЗ принимаются и рассматриваются заявки потенциальных участников конкурса в 20-дневный срок. Для ГОСЗАКАЗЧИКОВ сферы культуры и науки этот срок, возможно, продлить на 10 дней. Заявки должны поступать в запечатанных конвертах либо в форме электронных документов (если такая форма предусмотрена конкурсной документацией) по тем правилам, которые изложены в конкурсной документации (ч. 2 ст. 51 Закона № 44-ФЗ). 6. Вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытие доступа к заявкам, поданным в форме электронного документа, производятся публично после окончания указанного в конкурсной документации срока подачи заявок на участие в конкурсе. После этого участникам должны сообщить о результатах открытого конкурса с последующей публикацией необходимой информации на сайте по ГОСЗАКУПКАМ. 7. И наконец – заключение контракта. Подписать государственный или муниципальный контракт необходимо не позже 20 дня и не раньше 10 дня после размещения итогового протокола открытого конкурса на сайте (ст. 54 закона 44-ФЗ). Контракт с победителем конкурса может быть заключен только после представления документа, подтверждающего обеспечение исполнения контракта (ч. 4 ст. 96 Закона №44-ФЗ). Обеспечение победителем должно быть предоставлено в размере, который установлен в конкурсной документации. Так, победитель открытого конкурса (исполнитель контракта) обязан предоставить сумму в 30% от общей цены контракта, например, в виде банковской гарантии на сумму, равную запрашиваемой, так же эта сумма может быть предоставлена денежными средствами. При этом нужно иметь в виду, что с учетом применения антидемпинговых мер к победителю возможно повышение размера обеспечения при определенных условиях. Закон 44-ФЗ меняет и нормы, согласно которым происходит исполнение контракта, делая их более строгими.
Если конкурс признан несостоявшимся.
Если же по каким либо причинам открытый конкурс не состоялся, заказчик уполномочен провести повторный, или совершить закупки у единственного поставщика. Характер действий определяется причинами, в силу которых конкурс признан недействительным.
Дорогие друзья вот, основная информация, которую Вам нужно знать в отношении открытого конкурса. Теперь, вооружившись знаниями, Вам будет проще брать непреступные границы открытых конкурсов.
Желаю удачи в ГОСТОРГАХ. До новых встреч!
Вы хотите выигрывать ГОСТОРГИ? Хотите видеть свою компанию в победителях тендера? Обращайтесь и Вы научитесь зарабатывать в ГОСТОРГАХ намного больше и станете квалифицированным тендерным специалистом! Обучаться можно не выходя из дома, по всем законам, регламентирующим ГОСЗАКУПКИ. Высокая квалификация преподавателя и располагающая атмосфера сделают обучение простым и очень результативным. В процессе обучения используется новейшее программное обеспечение, позволяющее прекрасно видеть, отлично слышать, вносить корректировки в презентации. Преподаватель использует последние версии методических материалов Министерства экономического развития и ФАС России. Наши курсы имеют самый высокий коэффициент плотности подачи материала по отношению к другим обучающим центрам. Как профессионал, Вы оставите всех позади себя!
Комментарии
Комментариев пока нет
|