Электронно - цифровая подпись
Электронная цифровая подпись - ЭЦП
Электронная подпись – параметр электронного документа, отвечающий за его достоверность. Электронный документ, подписанный ЭЦП имеет юридически значимую силу, такую же, как и бумажный документ ,подписанный собственноручной подписью.
ЭЦП представляет собой уникальную последовательность символов, которая генерируется с помощью криптографического преобразования информации. Электронная подпись идентифицирует владельца сертификата ЭЦП, а также устанавливает отсутствие несанкционированных изменений информации в электронном документе.
Основные термины, применяемые при работе с электронной подписью:
Закрытый ключ – это некоторая информация длиной 256 бит, хранится в недоступном другим лицам месте на дискете, смарт-карте, touch memory. Работает закрытый ключ только в паре с открытым ключом.
Открытый ключ - используется для проверки ЭЦП получаемых документов-файлов технически это некоторая информация длиной 1024 бита. Открытый ключ работает только в паре с закрытым ключом. На открытый ключ выдается сертификат, который автоматически передается вместе с Вашим письмом, подписанным ЭЦП. Вы должен обеспечить наличие своего открытого ключа у всех, с кем Вы собирается обмениваться подписанными документами. Вы также можете удостовериться о личности, подписавшей электронной подписью документ, который Вы получили, просмотрев его сертификат. Дубликат открытого ключа направляется в Удостоверяющий Центр, где создана библиотека открытых ключей ЭЦП. В библиотеке Удостоверяющего Центра обеспечивается регистрация и надежное хранение открытых ключей во избежание попыток подделки или внесения искажений.
Пользоваться подписью очень просто. Никаких специальных знаний, навыков и умений для этого не потребуется.
Законодательная база по ЭЦП
Правовая база открывшая возможность к более широкому применению ЭЦП в РФ ведет свой отчет с момента подписания Президентом РФ Путиным В.В. Закон РФ от 10.01.2002 № 1-ФЗ "ОБ ЭЛЕКТРОННОЙ ЦИФРОВОЙ ПОДПИСИ". В законопроекте электронная цифровая подпись (ЭЦП) определяется как «реквизит электронного документа, защищенный от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа ЭЦП, позволяющий установить отсутствие утраты, искажения или подделки содержащейся в электронном документе информации, а также обладателя электронной цифровой подписи».
В апреле 2011 года вступил в силу закон об электронной подписи (Федеральный закон Российской Федерации от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи"), который регулирует отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий.
Кроме того, законопроект регулирует использование различных видов электронных подписей, выдачу и использование сертификатов ключа подписи, проверку электронных подписей, оказание услуг удостоверяющих центров, а также аккредитацию удостоверяющих центров.
Основой так же служат следующие законодательные и нормативные акты государственных органов РФ разрешающие применения электронных документов, оформляемых при помощи технологии цифровой (электронной) подписи:
Гражданский Кодекс Российской Федерации - Часть первая, Статья 160, п. 2, Часть первая, Статья 434, п.1, Часть первая, Статья 434, п.2
Официальные материалы Высшего Арбитражного Суда РФ - Письмо от 24 апреля 1992 г. № К-3/96, Письмо от 19 августа 1994 г. № С1-7 / оп-578, Письмо от 7 июня 1995 года № С1 / ОЗ-316.
Федеральный Закон "Об информации, информатизации и защите информации» - Глава 2, Статья 5, п.3.
Использование электронной подписи позволяет:
Официальные материалы Высшего Арбитражного Суда РФ - Письмо от 24 апреля 1992 г. № К-3/96, Письмо от 19 августа 1994 г. № С1-7 / оп-578, Письмо от 7 июня 1995 года № С1 / ОЗ-316.
Федеральный Закон "Об информации, информатизации и защите информации» - Глава 2, Статья 5, п.3.
Использование электронной подписи позволяет:
- минимизировать риск финансовых потерь за счет повышения конфиденциальности информационного обмена документами придание документам юридической значимости;
- значительно сократить время движения документов в процессе оформления отчетов и обмена документацией;
- возможность использовать одной ЭЦП в электронных торгах, сдачи отчетностей в гос. органы, визирование и работа с финансовыми документами;
- усовершенствовать и удешевить процедуру подготовки, доставки, учета и хранения документов; гарантировать достоверность документации;
- соглашение с основными зарубежными системами удостоверения о кросс-сертификации. Обеспечение возможности использования российского ЭЦП, для международного документооборота;
- электронная цифровая подпись позволяет заменить при безбумажном документообороте традиционные печать и подпись. При построении цифровой подписи вместо обычной связи между печатью или рукописной подписью и листом бумаги выступает сложная математическая зависимость между электронным документом, секретным и открытым ключами.
- построить корпоративную систему обмена документами.
Электронная цифровая подпись - эффективное решение для всех, кто хочет идти в ногу с новыми требованием времени. Если у Вас нету времени ждать прихода фельдъегерской или курьерской почты за многие сотни километров, чтобы проверить подтвердить заключение сделки или подлинность полученной информации. Преимущества ЭЦП очевидны - документы, подписанные электронной цифровой подписью, могут быть переданы к месту назначения в течение нескольких секунд. Все участники электронного обмена документами получают равные возможности независимо от их удаленности друг от друга. Подделать ЭЦП невозможно – для этого требует огромного количества вычислений, которые не могут быть реализованы при современном уровне вычислительной техники и математики за приемлемое время, то есть пока информация, содержащаяся в подписанном документе, сохраняет актуальность. Дополнительная защита от подделки обеспечивается сертификацией Удостоверяющим центром открытого ключа подписи. Кроме того по желанию клиента Удостоверяющий центр может застраховать ЭЦП клиента. С использованием ЭЦП меняется мышление схема работы "разработка проекта в электронном виде - создание бумажной копии для подписи - пересылка бумажной копии с подписью - рассмотрение бумажной копии - перенос ее в электронном виде на компьютер" уходит в прошлое.