Главная \ Статьи \ Государственные закупки в России - «плюсы и минусы».

Государственные закупки в России - «плюсы и минусы».

« Назад

11.02.2015 00:35

Государственные закупки в России - «плюсы и минусы».

Добрый день мои уважаемые и любознательные читатели. Достаточно долго не писал статьи, но совсем недавно, на одном из моих занятий развилась очень бойкая групповая дискуссия, темой которой как раз и была эффективность ГОСЗАКУПОК. Вот я и решил провести анализ преимуществ и недостатков системы государственных закупок на данный момент. Сразу хочется отметить одно из самых главных преимуществ системы – четко налаженный, хорошо структурированный и жестко регламентированный процесс осуществления закупки. При этом регламентировано все, от стадии публикации извещения до стадии заключения государственного контракта. Соответственно, очень четко отрегулировано взаимодействие между заказчиком и поставщиком. Сразу отмечу, что это касается взаимоотношений  в формате 44-ФЗ. Затем, в обязательном порядке, отмечу как положительный фактор, единую экономическую зону государственных и муниципальных заказов, и в этой зоне все работает по единым регламентам и подчиняется одним нормам. Все субъекты, попадающие под действия закона, будь то Калининград или Владивосток, работают по одним правилам, соблюдают один закон. Открытый конкурс и вообще любая из предусмотренных процедур, проводится одинаково в любой части нашей страны. Вы можете принять участие в запросе котировок, проводимом на Камчатке, абсолютно не беспокоясь о географической удаленности, регламент будет точно такой же, как и в Москве или Санкт-Петербурге. Это, несомненно, тоже большой плюс. Надо понимать, что одной из причин появления такой регламентированной и единой схемы закупок, явилась борьба с коррупцией в данной сфере. Давайте посмотрим что было «ДО» появления законов о государственных закупках. По данным до 2006 года, только 1 % госзакупок, можно было назвать «честными», а деньги на удовлетворение собственных нужд государство всегда тратило в огромных количествах. Вот цифры того времени: в 2004 году израсходовано 1,64 трлн. руб., в 2005 году 1,95 трлн. руб., в 2006 потрачены средства в размере  2,35 трлн. руб.

Вот тогда и вошел в обиход, часто встречающийся на языке у коммерсантов и чиновников термин – «откат». Реализация очень проста - чиновники размещают заказ в тандеме с «любимыми» поставщиками, которые, в свою очередь не прочь поделиться полученной прибылью. Хочется отметить, что понятие взято, по-видимому, из устава артиллерийских войск, так как очень точно отражает суть воровского, если называть вещи своими именами, процесса. Естественно на откаты шла не собственная прибыль предпринимателя, а формировались они за счет разницы между рыночной и стоимостью закупки товаров и услуг. И вот тут, стоит отметить, эта разница достигала просто гигантских размеров. Я думаю, многие помнят дискуссии в отношении цен на некоторые товары, внесенных в бюджетный план 2004-2006 года Министерством экономического развития. Вот эти цифры: на один компьютер планировалось потратить 149 260 руб., на один автомобиль в 2005 г. выделялось 176 960 долл. Вот такие «пугающие» цифры, даже людям, которые абсолютно не разбираются в ценах, абсурдность данных цифр бросается в глаза. Но очень скоро, самая главная «кормушка» закрылась, и закрылась, судя по всему навсегда. Законы, регулирующие государственные закупки, принесли надежду на снижение объёма разворовывающихся чиновниками государственных средств.

Многие скажут, что некоторые положения закона вызывают вопросы. Это, конечно так. Многие заказчики и эксперты скажут, что очень большой проблемой в их закупочной деятельности является то, что основным критерием победы в торгах является цена. Дисконт от НМЦК нередко составляет 40-70%, а антидемпинговые меры не в полной мере защищают заказчика от недобросовестного поставщика. И как результат: низкое качество товара, низкое качество выполнения условий контракта, низкое качество поставщиков, выполняющих контракт. Профессионалы считают, что введение жесткого нижнего предела снижения цены увеличит эффективность государственных закупок.

Хочется сказать несколько слов об антидемпинговых мерах. Эффективность данной меры лично у меня вызывает очень большие сомнения. Я не однократно писал о «тонких» моментах, сводящих на нет всю пользу от мер. Если вспомнить введенный 44-ФЗ термин - «информация, подтверждающая добросовестность». Это, всего лишь информация о выполнении 3-х контрактов ранее без штрафов и неустоёк. Я как действующий специалист могу привести тысячи примеров, подтверждающих, что выполнение, всего лишь трех контрактов не повод считать компанию «добросовестной».

 Отмечу, так же решение вопроса в рамках 44-ФЗ, касающегося регулировки отношений между субъектами после заключения контракта. Мы помним, к чему приводили не проработанные нормы по этому вопросу в формате 94-ФЗ. Нередки были ситуации, когда в рамках выполнения контракта, после поставки товара ненадлежащего свойства, заказчик имел очень ограниченный перечень действий:

- через арбитраж расторгнуть контракт

- расторгнуть контракт по соглашению сторон

- принять товар со всеми недостатками.

Выбор не богат. Чаще всего решением этой проблемы было – приёмка не качественного товара. В Арбитраж никто не шел, так временные траты были довольно большие, а результат вызывал массу сомнений. Согласие на расторжение по обоюдному согласию, тоже казалось решением - не из лучших, так как мало кто из поставщиком шел на потерю государственного заказа. Сегодня, в формате Федеральной контрактной системы этот вопрос проработан почти полностью. Появились штрафные санкции, как для поставщика, так и для заказчика, расторжение контракта в одностороннем порядке. Отдельно обращаю внимание на то, что поставщик теперь так же имеет полное право расторгнуть контракт в одностороннем порядке, в случае ненадлежащего исполнения своих обязательств заказчиком.

Отдельной строкой, давайте рассмотрим экономию бюджетных средств, с появлением законов регулирующих закупки. Представляю данные Росстата за 2012 год: более 11 млн. размещений заказа, из которых 50 тыс. конкурсов, 1,5 тыс. закрытых конкурсов, 625 тыс. электронных аукционов, 500 тыс. запросов котировок, а дальше внимание - около 10 млн. закупок у единственного поставщика. Закупок, осуществленных фактически без конкуренции. Конечно, это остаётся очень большим «минусом», пока не решенным на данный момент. Но уже сейчас понятно, просто так эту проблему не оставят, вопрос будет решаться и решиться обязательно.

А теперь еще о «плюсах». Помнится, совсем недавно было много разговоров о закупках золотых часов, норковых шапок, роскошных автомобилей, яхт и золотых ванн. Хочется верить, что данные действия государственных заказчиков «канули в лету». Теперь появилось «нормирование государственных закупок», под которым подразумевается установление требований, в том числе предельной цены, к закупаемым заказчиком товарам. Появятся нормативные затраты на обеспечение функций жизнедеятельности  ведомства.

Следующий, немаловажный «плюс» - это появление определенных процедур, проводящихся под закупку определенных товаров. Все помнят проблемы, связанные с детским питанием в школах и детских садах. Низкокачественные продукты, срывы поставок – вот неполный перечень проблем этой области. Теперь эта сложность решена, так как «конкурс с ограниченным участием», нововведенная процедура, ставит в приоритет «квалификацию поставщика», а не стоимость товара.  

Далее, поговорим о «реестре недобросовестных поставщиков», так как здесь большое количество изменений. Ситуацию, в которой компания, попавшая в «реестр», ровно через 2-3 недели возвращалась в торги в новом «обличье», с новым названием, но с тем же директором и учредителями, знают многие. И эта проблема сейчас решена. Вот новая концепция, смотрим ниже:

ФАС

Как видно из слайда, в «реестр» попадает вся группа людей, открывших организацию, и все эти люди будут вноситься туда, в случае если компания станет «недобросовестной».

Далее, говоря о «плюсах», хочется затронуть тему обеспечения исполнения контракта, путем предоставления банковских гарантий. В свое время была широко распространена практика выдачи поддельных банковских гарантий. Это был «бич» государственного заказа, так как более половины «гарантий» были «липовые». Сейчас и эта проблема устранена, так как ведется официальный реестр банковских гарантий, заказчики в обязательном порядке проверяют подлинность документов, указаны требования к сроку действия гарантий.

Никто не будет спорить, что многие недостатки решились и решаются после придания закупкам всесторонней открытости, прозрачности, так как сегодня представлена подробная информация о размещении торгов, доступны планы закупок, результаты исполнения контракта, данные экспертизы поставляемых товаров и этапы выполнения контракта. Все это, общедоступные данные, повышающие транспарентность области государственных закупок. Стоит отметить, что «обязательность» обеспечения заявок, пусть не на много, но повышает качественный уровень потенциальных поставщиков.

И самое главное: будут приниматься подзаконные акты, корректирующие 44-ФЗ, выдаваться Постановления Правительства, распоряжения и письма контролирующих органов, направленные на внесение ясности и повышение профессиональных компетенций в этой сфере. Мы обязательно будем отслеживать все изменения, обсуждать и анализировать их, что обязательно приведет повышению уровня профессионализма.

Спасибо за внимание. До новых встреч. Удачи в ГОСТОРГАХ!

Вы хотите выигрывать ГОСТОРГИ? Хотите видеть свою компанию в победителях тендера? Обращайтесь и Вы научитесь зарабатывать в ГОСТОРГАХ намного больше и станете квалифицированным тендерным специалистом!  Обучаться можно не выходя из дома, по всем законам, регламентирующим ГОСЗАКУПКИ. Высокая квалификация преподавателя и располагающая атмосфера сделают обучение простым и очень результативным. В процессе обучения используется новейшее программное обеспечение, позволяющее прекрасно видеть, отлично слышать, вносить корректировки в презентации. Преподаватель использует последние версии методических материалов Министерства экономического развития и ФАС России. Наши курсы имеют самый высокий коэффициент плотности подачи материала по отношению к другим обучающим центрам. Как профессионал, Вы оставите всех позади себя!

 

 



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий: