Новости

Согласно позиции ФАС России заказчик вправе заключить с единственным поставщиком контракт на оказание услуг по присоединению к электрическим сетям на основании п. 1 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (заключение контракта с единственным поставщиком на закупку услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий).

Такой вывод следует из Определения Верховного Суда РФ от 17.12.2014 N 67-АПГ14-14. Прокурор обратился в суд с требованием о признании недействующими ряда положений постановления правительства субъекта РФ. Согласно постановлению заказчикам при заключении контрактов необходимо закрепить в них следующие условия:

Данный порядок будет применяться только к определенным контрактам.

Позиция МЭР РФ: при закупке строительных услуг на объектах капстроительства, заказчик должен требовать допуск к определенным работам по организации строительства (в случае, если он является генеральным подрядчиком) или обязательное свидетельство СРО о допуске к конкретным видам работ, являющиеся предметом контракта.

Мероприятия по подготовке нормативных правовых актов в развитие Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ

МЭР установил, что котировочная комиссия не имеет право требовать с участников подтверждения своего соответствия ч.1 ст.31 44-ФЗ. Если участник не предоставил такое подтверждение, комиссия вправе проверить соответствие всеми доступными ему способами.

При закупке товаров машиностроения из Правительственного перечня от 14.07.2014 N 656, заявка участвующего в конкурсе должна содержать сертификат о происхождении товара(СТ-1).

Бюджетные учреждения получили возможность работать в рамках 223-ФЗ в случаях, указанных в ч. 2 ст. 15 44-ФЗ. Под данную норму попадают внебюджетные средства, гранты и случаи, когда заказчик является исполнителем по государственному контракту.

Позиция МЭР России: если день ответа на запрос выпадает на выходной день, то государственный заказчик отвечает на запрос, не позднее конца следующего за выходным первым рабочим днем. Решение основано на нормах ГК РФ, где сказано

При реорганизации поставщика в форме разделения государственному заказчику следует предусмотреть возможность расторжения контракта по обоюдному согласию (с момента разделения контрагента) и, как следствие, провести новую закупку.

Заказчику не обязательно помещать на официальный сайт протокол рассмотрения и оценки заявок в сканированном виде. Возможности сайта позволяют формировать документы в печатной форме, в дальнейшем, подписываемою ЭЦП.

Нормы 223-ФЗ, обязуют организации, подпадающие под действие этого закона, разработать и утвердить собственное Положение о закупке. Далее, учреждениям, работающим по 223-ФЗ, утвержденное Положение следует опубликовать на официальном общероссийском сайте zakupki.gov.ru.

ПОСТАВНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 31 октября 2014 г. N 1132 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ РЕЕСТРА ДОГОВОРОВ, ЗАКЛЮЧЕННЫХ ЗАКАЗЧИКАМИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЗАКУПКИ»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 11 декабря 2014 г. № 1352 О ЗАКУПКАХ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ЮРЛИЦ У СУБЪЕКТОВ МСП

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.12.2014 N 498-ФЗ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД"

В Федеральном законе от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» участнику закупки необходимо предоставить две декларации:
1. Декларация о соответствии участника закупки требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 — 9 части 1 статьи 31 44-ФЗ (Данное требование установлено в п.п. «г»п. 1 ч. 2 ст. 51 и в п. 2 ч. 5 ст. 66);
2. Декларация о принадлежности участника закупки к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям (Данное требование установлено в п.п. «и» п. 1 ч. 2 ст. 51; в п. 7 ч. 5 ст. 66 и п. 5 ч. 3 ст. 73).

В соответствии с требованиями части 3 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ о, заказчик при осуществлении закупки у единственного поставщика обязан в контракте привести расчет и обоснование цены контракта. У многих возникает вопрос: "Как правильно это сделать?"

Предварительная история: заключен договор на поставку товара. Оплата по договору в период 30 календарных дней с момента поставки. Заказчик не оплачивает товар, после чего поставщик идет в арбитраж, пытаясь получить задолженность и неустойку за неуплату. Претензии были удовлетворены только частично, при этом неудовлетворенный поставщик подает апелляцию. Решение апелляционного суда:

Предварительная история: государственный заказчик размещает документацию на электронный аукцион, при этом в документации требовалось, что бы выручка участника за прошлый год была не ниже 1 млрд. рублей. Потенциальный участник направил жалобу в ФАС, где отметил о незаконности данного требования и об ограничении добросовестной конкуренции. Регулятор признал жалобу обоснованной, с чем в свою очередь не согласился заказчик и обратился в суд.

Речь идет о требованиях, которые теперь имеет право устанавливать заказчик при проведении конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытых процедур или электронного аукциона.

В данный перечень входят, например, такие изделия, как медицинская одежда, контейнеры для биопроб. При этом установленные ограничения не распространяются на медицинские изделия, происходящие из Республики Армения, Республики Белоруссия или Республики Казахстан.
Перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102, которое вступает в силу 14 февраля 2015 г.

Общая стоимость заключенных контрактов с субъектами малого предпринимательства – это и есть объем закупок приобретенный у СМП, таков регламент подсчета, по мнению МЭР.

В случае выполнения победителем всех своих обязательств по контракту, кроме гарантийных, в отношении него государственный заказчик сможет реализовывать следующие действия:

Список, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 N 656, пополнился новыми группами. Гусеничные тракторы, транспортные средства для перевозки находящихся под стражей лиц, снегоочистители – новые отмеченные товары.

МЭР дало разъяснение по поводу возможности бюджетными учреждениями заключить контракт на аренду нежилого помещения или здания с единственным поставщиком.

В данном случае речь идет о контрактах по результатам проведенных процедур в отношении субъектов малого предпринимательства и СОНКО.

Предварительная история: по результатам проведения торгов был заключен государственный контракт, предметом которого был вывоз ТБО. После того, как действие контракта закончилось, по инициативе заказчика, стороны договорились о продолжении осуществления работ. Как оказалось в последствии, государственный заказчик принял решения не осуществлять оплату по работам выполненным не в рамках контракта, что в свою очередь вынудило поставщика обратиться в арбитражный суд.

Министерство экономического развития дало разъяснение, что способ обеспечения контракта можно заменить только вместе со снижением этого обеспечения.

Установлено, что государственный заказчик отражает в тендерной документации срок, на который предоставляется обеспечение контракта с учетом периода исполнения основных обязательств.

Система и ее функционал уже будет доступен с 1 января 2016 года.

При определении НМЦК на лекарства из перечня жизненно необходимых в обязательном порядке следует:

Приказ Минэкономразвития России N 544, Казначейства России N 18н от 20.09.2013 оставит за собой силу в 2016 году. Планы-графики на 2016 год вносятся в ЕИС в соответствии с положениями Приказа.

Теперь государственный заказчик заключает государственный контракт с единственным участником, по результатам электронного аукциона, без каких-либо согласований с контролирующим органом. Изменения пришли с Федеральным законом от 31.12.2014 N 498-ФЗ.

Данные разъяснения касаются случаев, когда поставщик (подрядчик, исполнитель), предоставлявший по условиям контракта обеспечение обязательства по возврату аванса, нарушил это обязательство.

При закупке постельных принадлежностей, одеял, спецодежды и т.п., будут указываться дополнительные требования, предъявляемые к поставщикам, в частности наличие финансовых ресурсов и необходимого количества сотрудников имеющих достаточную квалификацию для выполнения государственного контракта.

Положения ч. 2.1 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ закрепляют перечень юридических лиц с государственным участием, на которых действие данного закона не распространяется. Одним из критериев отнесения к этому перечню является объем выручки.

Вынесено решение Верховного Суда РФ от 09.12.2014 по делу N 305-ЭС14-3435, А40-116560/2012. Предварительная история:

Готовятся изменения, инициированные Правительством, которые будут внесены в Федеральную контрактную систему. Изменения касаются оффшорных организаций и будут заключаться в следующем:

Министерство считает, что муниципальные заказчики имеют право заключить государственный контракт на срок более чем год и с увеличенными лимитами бюджетных обязательств, но только в случае соблюдения определенных статей БК РФ, а именно п. 3 ст. 72 и ст. 79.

Это следует из Постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 08.12.2014 N Ф06-17789/2013 по делу N А65-8455/2014.

Согласно разъяснению Минэкономразвития России заказчик не вправе частично передать права и обязанности по контрактам, заключенным в рамках закупок, извещения об осуществлении которых были размещены на официальном сайте до 1 января 2014 г. Это положение распространяется также на контракты, заключенные до указанной даты с единственным поставщиком. Данный запрет связан с тем, что нормы Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ не предусматривали такой возможности.

Такой вывод следует из Постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2014 N 17АП-5808/2014-АК по делу N А50-6264/2014.
При проведении открытого конкурса на оказание услуг по информированию населения через печатные издания участник не был признан победителем. Он обратился в арбитражный суд с заявлением признать положения конкурсной документации не соответствующими законодательству.

Точку в этом вопросе поставил Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд от 14.10.2014 N 18АП-10626/2014 по делу N А34-2971/2014.

Размер неустойки за нарушение обязательств по контракту, взыскиваемой в виде пени или штрафа, устанавливается в соответствии с положениями Правил, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063. В данных Правилах не предусмотрена зависимость суммы штрафа от объема неисполненных обязательств и не установлены ограничения по применению ответственности, учитывающие принцип соразмерности при определении неустойки.

В случаях, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, заказчики обязаны указывать наименование объекта закупки в соответствии с каталогом товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (ч. 4 ст. 23 данного Закона). Каталог является неотъемлемой частью единой информационной системы. Согласно рассматриваемому проекту каталог предназначен для решения, в частности, следующих задач:

Если победителем процедуры является физическое лицо, в контракте предусматривается уменьшение суммы оплаты на размер налогов оплачиваемых в соответствии с ч. 13 ст. 34 N 44-ФЗ. Под норму не попадают ИП и лица, занимающиеся частной практикой.

Появится возможность закупки у единственного источника, лекарств для лечения орфанных болезней.

В 44-ФЗ нет информации о возможности третьего и последующих мест заключать госконтракт по результатам проведения торгов. Федеральная Антимонопольная Служба выпустила Письмо N АЦ/37487/14, подтверждающее данный факт, основываясь на информации в законе, где сказано только об участнике, занявшим второе место, соответственно о других местах речь не идет.

Что бы выявить победителя в открытом конкурсе заказчик указывает в конкурсной документации предмет оценки, формулу расчета баллов по критериям оценки, инструкцию по заполнению заявки участника.

В ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлен перечень отношений, на которые не распространяются положения указанного нормативного правового акта. Этот перечень является закрытым.

Нормы зафиксированные в Постановление Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 подверглись поправкам.

Бюджетным учреждением не следует утверждать Положение о закупках каждый год. Точку в вопросе поставило Письмо Минэкономразвития России от 26.11.2014 N Д28и-2490.

С 1 января 2016 года заказчики по 223-ФЗ будут обязаны 18% своих закупок осуществлять у субъектов малого и среднего бизнеса, при этом для крупных заказчиков с оборотов свыше 10 млрд. обязанность наступит ранее и начнет действовать с 1.07.2015 года.
Как правильно осуществлять закупки у СМП и СРП:

В закон будут внесены изменения, касаемо ответственности заказчика по оплате государственного контракта.

Документация на аукцион предполагала оплату по факту выполнения всего объема услуг, при этом сами услуги должны были оказываться ежемесячно, в течении года.

Предистория: к электронному аукциону допускается только единственный участник, при этом процедура признаётся несостоявшейся. Контролирующий орган не даёт согласие на заключение контракта, в связи с отсутствием протокола рассмотрения заявок, размещенным на площадке. Не согласившись с доводами, заказчик обратился в суд.

По делу N А07-11398/2014 восемнадцатым арбитражным судом было вынесено резонансное решение. ФАС признал организацию-победителя уклонившейся от заключения контракта, так как контракт не был подписан в установленный срок. Победитель решил не оставлять данный вопрос без внимания и обратился в Арбитражный суд.

Рассматривается проект закона, по которому определенные виды услуг будут выполняться только российскими организациями.

Минфин разъяснил возможность замены материала или его технических и функциональных характеристик при выполнении строительно-монтажных работ на улучшенные, по сравнению с указанными в контракте.

Уже скоро вступит в силу запрет на показ рекламы в различных передачах и программах на телеканалах, которые предоставляют свои услуги за абонентскую плату, так же это коснется каналов, доступ к которым возможен в случае применения специальных устройств.

Новое место нахождения Судебного департамента при ВС РФ будет перемещено в город Санкт-Петербург. Тем не менее в Москве останется постоянно действующее представительство данного ведомства.

Очень скоро государственные заказчики смогут напрямую заключать контракты по следующим предметам закупки:

Учреждения, исполняющие наказания (УИН), смогут не проводить обязательную экспертизу с привлечением экспертов, экспертных организаций при закупке у единственного поставщика сырья, материалов, комплектующих изделий для производства товара (выполнения работы, оказания услуги) в целях трудоустройства осужденных на основании договоров, заключенных с юридическими лицами, если приобретение указанных материалов осуществляется за счет средств, которые предусмотрены этими договорами.

В конкурсах и аукционах теперь обеспечение заявки будут платить не все.

Теперь изменения в план-график будут вноситься не позже одного дня до даты публикации в Единой информационной системе извещения о проведении торгов. Правда, это касается только определенных закупок, а именно:

Исходя из рекомендаций государственный заказчик, закупая детские продукты, избегает крупных лотов, стараясь размещать более мелкие. Таким образом количество участников может значительно вырасти.

Такой вывод следует из Решения Арбитражного суда Омской области от 11.07.2014 по делу N А46-6439/2014, которое оставлено без изменений Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2014 N 08АП-9270/2014 по делу N А46-6439/2014.

Рассматриваются изменения, исходя из которых, планируют изъять из под действия закона 44-ФЗ правовые нормы

Экспертиза результатов выполнения контракта обязательна в рамках Федеральной контрактной системы. Таким образом, заказчик проверяет заказанный товар или услугу, выполненному и поставленному в рамках обязательств контракта. При этом существует два механизма выполнения данной нормы – собственные силы или привлеченные специалисты.

Информацию о том, какой штраф или пеня указывается в контракте, государственный заказчик берет из Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063. Нормативный документ регламентирует разные штрафы исходя из цены заключенного контракта.

Норма, разработанная МЭР включает рабочие обязанности работника сферы закупок, обязательные требования к образованию и условия приёма на работу.
Стандарт планируется применять:

Утвержден регламент предоставления заключений об отсутствие в нашем государстве изготовления определенных групп товаров.

Письмо от 30.09.2014 N Д28и-1889 даёт следующие разъяснения:
- контракт на оказание услуг по передаче тепловой энергии с единственным поставщиком (п. 1 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ) может быть заключен только с субъектом естественной монополии;
- контракт на теплоснабжение с единственным поставщиком (п. 8 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ) может быть заключен с поставщиком соответствующих ресурсов, который не является субъектом естественной монополии. Такой организацией может быть управляющая компания, выбранная на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме.

С 1 января 2015 г. у заказчиков появится обязанность обосновывать НМЦК (цену контракта) в соответствии со ст. 22 Федерального закона 05.04.2013 N 44-ФЗ при формировании плана-графика на 2016 и последующие годы, в том числе по всем закупкам у единственного поставщика. Данный вывод отражен также в Письме Минэкономразвития России от 07.10.2014 N ОГ-Д28-7698.

План-закупок, а именно его форма, притерпел изменения, по отношению к утвержденной, в соответствии с Постановлением Правительства 1043. Теперь в новую форму не будет включаться следующая информация, хочется заметить, что касается это муниципальных закупок и закупок субъектов РФ:

140-ФЗ принес понимание того, как участнику процедуры подтвердить принадлежность к субъектам малого предпринимательства.

Согласно письму Министерства экономического развития № Д28и-1893 вносятся разъяснения касаемо условий предоставления обеспечения исполнения контракта участниками являющимися победителями в рамках проведения закупки. Разъяснения коснулись следующих особенностей:

Уже со 2 ноября 2014 года введен новый порядок ведения реестра БГ. Изменения направлены на соответствие ведения реестра и нововведений пришедших с 140-ФЗ, внесшим изменения в 44-ФЗ в части :
- размещения копии БГ, вместо копии договора
- указывается дата вступления в силу.

Такой вывод следует из Постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.09.2014 по делу N А33-7712/2014.

Расширится ответственность поставщика и заказчика за совершение деяний, которые повлекли неисполнение предусмотренных в контракте обязанностей.

Готовится проект, по которому будет введен запрет на закупки определенных товаров продуктового назначения, производимых на территории иностранного государства.

Обязанность прописана в Постановлении правительства № 1084. В соответствии с нормативным актом указаны максимальные цены и количество ТРУ по определенным тратам государственного заказчика. Это касается услуг связи, а так же средств транспорта, а именно:

В 44-ФЗ четко регламентированы случаи проведения такого вида конкурса, что закреплено в Постановлении правительства №1089. Предлагается расширить данный перечень одним из видов работ, а именно-

МЭР вынес предложение так же учитывать в объеме закупок у СМП, закупки по результатам заключения контракта у единственного поставщика по результатам не состоявшейся торговой процедуры.

Больше не придется указывать информацию о месте происхождении товара, а точнее, придется указывать именно страну производителя.

Появился проект изменений в 44-ФЗ, одно из изменений в котором, заслуживает особого внимания потенциальных и действующих участников торгов.

С начала 2015 года государственному заказчику придется во всех случаях обосновывать НМЦК закупки. Данная норма прописана в Ст.22 44-ФЗ и гласит она об обязанности обосновывать цену контракта при подготовке плана-графика на 2016 год и соответственно на последующие годы. Естественно это касается и закупок у единственного источника. В подтверждение существует письмо Минэкономразвития России от 07.10.2014 N ОГ-Д28-7698. В помощь заказчику утвержден Приказ № 567 Минэкономразвития РФ регламентирующий алгоритм проведения обоснования цены у единственного поставщика.

Работники управления ФАС по МО вскрыли незаконные договоренности соучастников аукциона на поставку мед расходников требующихся для госпиталя внутренних войск МВД в городе Балашихе. Они удерживали стоимость на тендере практически на максимальном уровне от НМЦ контракта.
Максимальная цена контракта на расходники была чуть выше 1 миллиона 684 тысяч рублей.

Силовики хотят усилить запросы к фирмам, которые принимут участие в закрытых процедурах в рамках гособоронзаказа. В первую очередь это будет касаться закупок с НМЦ государственного контракта от 10 млн руб. Министерство внутренних дел желает исключить махинаций и получить качественную продукцию для нужд оборонного заказа. Поставщики обязаны обосновать присутствие производственной базы для выполнения госконтракта, опыта работы, служащих соответствующего мастерства и опыта, необходимых денежных ресурсов и открытой бухгалтерии.

Теперь, начиная с 01.01.2015 государственные заказчики должны в поставленные сроки отправлять в Казначейство РФ информацию и бумаги, предусмотренные данными правилами, по всем договорам заключенным далее, начиная с начала 2015 года. Это будет название государственного заказчика, сведения о методе закупки, объект закупки и срок выполнения, день заключения контракта.

C начала 2015 года должны были потерять силу старые классификаторы ОКВЭД и ОКПД. На их место должны были прийти новые классификаторы. Кода повсеместно используются в контрактной системе. До сих пор документы принимались со старыми кодами на базе ОК 034-2007. Этот вопрос беспокоил обе стороны государственных торгов, как со стороны государства, так и со стороны поставщиков.

Производитель медоборудования из Америки оплатит большой штраф за дачи взяток. Фирма выдавала взятки госслужащим из РФ и стран Азии, а конкретнее - Вьетнама и Таиланда. Целью стали государственные контракты Минздрава РФ.

Правительство хочет уменьшить долю импорта, в удовлетворении нужд государственных заказчиков. Возможен запрет госкомпаниям на покупку отечественных автомобилей, продукции металлургии и тяжелого машиностроения Изменения затронут все учреждения, государственная доля в уставном капитале которых составляет более 50%.

Днем рождение ФАС можно считать дату 17 октября 1991 года, именно тогда в нашей стране были созданы 1-ые управления, прородители антимонопольного органа.
Деятельность регулятора начинается с начала 1990 года, именно в это время появился 1-ое учреждение будущей структуры – Комитет РСФСР по антимонопольной политике.
Годом позднее был принят закон «О конкурентной борьбе на товарных рынках», и организованы 1-ые территориальные организации.

6 октября 2014 года при проведении молодежного форума соучастники события разобрали федеральные законопроекты, которые спроектировали московские учащиеся из Центра молодежного парламентаризма .

Поступило предложение со стороны Общественной палаты подключать собственных адептов к решениям по государственным контрактам и об включении их в состав комиссий. Как рассказывается на веб-сайте организации, об этом объявил 1-ый зам. учреждения г-н Гриб В.

Собянин и Татьяна Голикова поставили свою подпись в договоре о взаимодействии между аппаратом Столицы и федеральным ведомством. По мнению специалистов это позволит сберечь болшое количество финансов столицы.

Законопроект, предусматривающий расширение списка электронных методик отбора генпоставщиков внесен в Госдуму депутатами Игорем Руденским и Игорем Игошиным.

ЛДПР предложила внести изменения в 223-ФЗ и в Закон о федеральной контрактной системе. Предполагается ограничить возможность участия заграничных юридических организаций и отечественных фирм с участием иностранцев в доле компании, в ГОСЗАКУПКАХ.

Глава миссионерской комиссии при Епархиальном совете Москвы иеромонах Димитрий выступил с резкой критикой антимонополного ведомства. По заявлению священнослужителя ФАС является источником внутренних санкций против нашего бизнеса. Действия ведомства , якобы играют против интересов нашей страны.