« Назад
03.10.2014 01:34
Добрый день друзья, коллеги, читатели. Наверное, сегодня не самая веселая тема, которую можно презентовать, но тем не менее обходить стороной её категорически не рекомендуется. Статья посвящена ответственности в сфере ГОСТОРГОВ. При этом обращаю внимание , что ответственность у нас несут обе стороны баррикад. Правда, тяжесть последствии, конечно у них разная. Хотя с другой стороны как сказать. В народе говорят «От тюрьмы и от суммы не зарекайся», прямо в точку, касаемо ГОСЗАКАЗА. В одном предложении вся ответственность обеих сторон. Что касается, поставщика, он в первую очередь несет финансовую ответственность, причем она достаточно широкая. На поставщика могут наложить штраф, пеню, он может потерять обеспечение контракта, обеспечение заявки, обеспечение гарантии, с ним могут расторгнуть контракт, не принять товар, задержать оплату, не выбрать весь товар по контракту, к сожалению ситуаций, не перечесть, получается «сума» маячит со всех сторон для поставщика, не знающего или нарушающего закон. В свою очередь государственный заказчик несет дисциплинарную, административную и уголовную ответственность, получается «тюрьма» из пословицы для него тоже не пустой звук. Вот так! А теперь давайте к деталям.
В связи со вступлением в силу с 01 января 2014 года федерального закона 44-ФЗ «О контрактной системе» в порядок осуществления государственных закупок были внесены существенные изменения. Это обусловило необходимость пояснить участникам тендерных торгов не только суть самой их процедуры, но и возможную ответственность за нарушение требований закона. Реакция государственных органов на правонарушения, совершаемые в процессе госзакупок, и контроль над этой процедурой очень важны, т.к. они помогают: • выявить факт несоблюдения закона; • гарантировать взыскание за его нарушение; • предотвратить повторение таких случаев в дальнейшем; • уменьшить негативные последствия от неэффективного расходования средств бюджета страны. В этой связи считаю нужным пояснить некоторые особенно важные моменты, относящиеся к вопросу об ответственности заказчиков и подрядчиков за нарушение законодательства РФ в отношении госзаказов. Обязательные пункты государственного контракта. В принципе, как и закон 94-ФЗ, новый 44-ФЗ также определять обязательность присутствия в тексте государственного контракта информации об условиях ответственности, в частности сведений о мерах наказания: • за невыполнение или некачественное выполнение условий контракта заказчиком или поставщиком; • за просрочку выполнения обязательств (взыскание в форме пени за каждый день неустойки). Таким образом, закон не только контролирует исполнение должным образом госконтракта, но и страхует стороны, заключающие его, от конфликтных ситуаций. Дисциплинарная ответственность. Наиболее распространенные формы такого вида ответственности за некорректное осуществление должностным лицом процедуры госзакупок – это выговор, словесное замечание и увольнение как крайняя форма наказания в данном случае. В первую очередь, конечно, это касается работников контрактных служб или контрактных управляющих. Хотя, я думаю, что и не квалифицированного тендерного специалиста тоже следует уволить. Сложность привлечения сотрудника организации к дисциплинарной ответственности состоит в том, что она возможна лишь при условии, если будет доказано, что работнику действительно давался приказ или поручение касаемо конкурсных торгов и его действия привели к неким последствиям, но при этом Закон не нарушен. Если нарушено положение закона, работодатель прибегает к привлечению работника либо к денежной, либо к административной ответственности. Административная ответственность. Как показывает судебная практика, административная ответственность – один из самых распространенных способов наказания за серьезные ошибки при осуществлении процедуры государственных закупок. Основные административные нарушения, при которых наступает данный вид ответственности, следующие: • внесение изменений в условия госконтракта (например, нельзя изменять информацию о сроках выполнения контракта обеими сторонами, заключившими его); • нарушение порядка осуществления самой процедуры госзаказа; • неправильное ведение реестров госконтрактов; • публикация или подача неправдивой или недостоверной информации, а также отсутствие требуемых сведений; • несоблюдение условий госконтракта.
Что бы ознакомиться со всеми видами нарушения в ГОСЗАКАЗЕ, Вам потребуется КоАП РФ. Кстати, хочу заметить что штрафы для должностных лиц варьируются от 5 тыс. до 300 тыс. рублей. Из этого следует, что административное законодательство регулирует отношения, которые связаны с обеспечением госзаказа. Лицо, которое обвиняется в совершении административного правонарушения при этом, должно нести ответственность напрямую перед самим государством. Следует также отметить, что такому виду наказания могут быть подвержены не только должностные лица госзаказчика, а также: • члены тендерной комиссии; • оператор ЭТП; • уполномоченные лица, размещающие заказ на сайте; • специализированные учреждения; • представители уполномоченных органов; • специалисты, которые отвечают за ведение официального сайта по закупкам; • управляющие органы и их должностные лица и т.д. Исходя из текста Письма ФАС от 23 января 2014 г. №ИА/2111/14 привлечение к административной ответственности осуществляется на основании того закона, который был действителен на момент совершения рассматриваемого правонарушения (речь идет, о законах 44-ФЗ и 94-ФЗ). Отметим, что нормы КоАП РФ в отношении госзакупок до 01 января 2014 г. и после этой даты неодинаковы, поэтому определение временного промежутка, в котором имело место нарушение процедуры госзаказа, имеет принципиальное значение. Нововведением закона 44-ФЗ служит взыскание со стороны, нарушившей условия контракта, пени (в случае просрочки) и штарфа (за выполнение договора недолжным образом) – ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 25 ноября 2013 г. N 1063. Если в первом случае размер пени зависит от времени неустойки, то во втором – размер штрафа является фиксированной денежной суммой, указанной в контракте. Из этого следует, что административная ответственность может носить и финансовый характер. Как я уже говорил, фиксированный штраф, новелла Федеральной контрактной системы, давайте немного осветим этот вопрос.
Уголовная ответственность.
Среди условий, при которых наступает уголовная ответственность за преступления, совершенные при осуществлении госзакупок, нужно отметить такие: • злоупотребление своими должностными обязанностями и полномочиями; • расход средств госбюджета с целями, не прописанными в госконтракте; • халатность со стороны должностного лица; • фальсификация и мошенническая деятельность; • действия с целью не допустить, устранить или ограничить конкуренцию среди участников торгов.
Обратимся к Уголовному кодексу РФ.
Особенно важным при рассмотрении случаев уголовных преступлений при осуществлении госзакупок является решение ФАС, которое и выступает истиной последней инстанции. Если жалоба в ФАС на основании вышеупомянутых противоправных действий участников торгов признается обоснованной, то арбитражный суд вполне может привлечь виновное лицо к уголовной ответственности. Другой вариант, когда регулятор передает информацию в прокуратуру.
Подобный краткий обзор различных типов ответственности говорит о том, что федеральная контрактная система стала более защищенной в плане осуществления процедуры госзакупок надлежащим образом, а также контроля этого процесса со стороны государства. И как видно из последних новостных сводок, органы власти взяли курс на контроль за качеством услуг (товаров), закупаемых у поставщиков, а также за стоимостью госконтракта. Опять же, поживем увидем!
Спасибо за внимание! Удачи в ГОСТОРГАХ. Не тюрьмы Вам, не сумы!
Вы хотите выигрывать ГОСТОРГИ? Хотите видеть свою компанию в победителях тендера? Обращайтесь и Вы научитесь зарабатывать в ГОСТОРГАХ намного больше и станете квалифицированным тендерным специалистом! Обучаться можно не выходя из дома, по всем законам, регламентирующим ГОСЗАКУПКИ. Высокая квалификация преподавателя и располагающая атмосфера сделают обучение простым и очень результативным. В процессе обучения используется новейшее программное обеспечение, позволяющее прекрасно видеть, отлично слышать, вносить корректировки в презентации. Преподаватель использует последние версии методических материалов Министерства экономического развития и ФАС России. Наши курсы имеют самый высокий коэффициент плотности подачи материала по отношению к другим обучающим центрам. Как профессионал, Вы оставите всех позади себя!
Комментарии
Комментариев пока нет
|