« Назад
09.10.2014 22:39
Уважаемые коллеги, друзья, соратники по цеху. Тема данной статьи уже давно назревала у меня в голове, но последней каплей стал разговор с одним из руководителей компании, который на полном серьёзе рассуждал о том, что тендерный специалист мало на что влияет в ГОСЗАКАЗЕ, в основном у него роль статиста и делопроизводителя. Приоритетом в ГОСТОРГАХ является репутация компании, ее финансовая стабильность, дешевые каналы поставщиков и так далее. Получается все что угодно, только не самый главный человек, стоящий в авангарде людей отвечающих за тендерное направление. Очень жаль! Мне действительно жаль компании, нанимающих тендерных специалистов за 30-40 тыс. рублей, специалистов, на плечах которых лежит ответственность за сотни тысяч, а может и за миллионы рублей компании. Любой противозаконный шаг этого работника в сторону от норм регулирующих подзаконных актов – жди беды! Давайте вместе рассмотрим возможные риски, которые поджидают за каждым углом государственного заказа.
В последнее время участники конкурсных торгов и аукционов сетуют на сложность процедуры государственных закупок и недочеты в данной системе. Однако, с полной ответственностью заявляю, что самые серьезные проблемы в этой сфере связаны именно с некомпетентностью тех должностных лиц, которые ответственны за участие в тендерном направлении. Типичной проблемой можно считать ряд взаимоотношений между заказчиком и поставщиком, которые федеральная контрактная система и соответствующее законодательство не контролирует никаким образом, что делает трудным их отслеживание. Низкая квалификация – корень зла! Долгое время представители ФАС (Федеральной антимонопольной службы) и других органов, регулирующих правовые отношения в области государственных закупок, делали акцент на том, что именно незнание законодательства РФ является основной причиной неудач и финансовых рисков в данной процедуре. Несмотря на то, что некоторые независимые специалисты считали, что недостаточная квалификация – это лишь прикрытие для осуществления коррупционных махинаций, исследования утверждают обратное: корень зла кроется именно в нехватке квалифицированных специалистов. Таким образом, некомпетентность и халатность – это два злейших врага, которые подвергают государственные закупки значительным финансовым рискам и, как следствие, являются причиной нерационального использования средств государственного бюджета страны. Предлагаю обозначить красными маркерами места, за которые отвечает тендерный специалист и в случае противозаконного действия компания понесет либо финансовые потери, либо не будет допущена до торгов вообще.
Забывчивость вашего тендерного специалиста, в этом случае, может стоить Вам многомиллионного контракта.

В данном случае забывчивость Вашего тендерного специалиста приведет отказу от заключения контракта.

И здесь тоже отказ от заключения контракта.

А здесь, если он забудет про сроки банковской гарантии, Вашу компанию признают уклонившейся от заключения контракта.

А вот здесь вашу банковскую гарантию не примут и откажутся заключать с Вами контракт вообще.

А вот тут компания потеряет обеспечение заявки, которое может исчисляться десятками, а то и сотнями тысяч рублей.

А вот здесь, если Ваш тендерный специалист неправильно соберет документы на вторую часть аукционного предложения, Вы так же потеряете обеспечение заявки, исчисляемое в иных случаях и несколькими миллионами рублей.
А вот здесь, что-либо забыв или упустив, Ваш тендерный специалист будет считаться уклонившимся от заключения контракта, таким образом, занеся Вас и Вашу компанию, Ваших учредителей в Реестр недобросовестных поставщиков. Тем самым лишив Вас возможности участвовать в ГОСТОРГАХ на протяжении двух лет.

А здесь, если Ваш тендерный специалист не знает положений этой статьи, он не сможет Вам помочь и с Вами расторгнут контракт, наложат штраф за ненадлежащее исполнение контракта и будут взыскивать через арбитраж фактически понесенные убытки.

И это еще далеко-далеко не все «подводные камни». Действующий закон 44-ФЗ «О контрактной системе» помог и заказчикам, и поставщикам избежать многих рисков в ходе осуществления государственных закупок. Благодаря введенным новшествам, государственный контракт возможно заключить, существенно сократив число возможных проблем, возникающих в проводимых тендерных торгах. Вместе с этим, к сожалению, еще существует ряд моментов, которые становятся причиной финансовых рисков для компании заказчика или поставщика. Естественно, главный «камень преткновения» - это нехватка квалифицированных специалистов в данной отрасли финансовой деятельности организации. Не говоря уже о тех районах, которые территориально отдалены от центральных городов. В них и по сей день существует проблема компьютерной грамотности и юридической компетентности среди должностных лиц, ответственных за проведение процедур государственных закупок. В свою очередь государство, конечно, пытается решить эту проблему, увеличивая число профессионалов в данной сфере и повышая их квалификацию. Естественно, решение данного вопроса занимает месяца, а то и годы. Попробую перечислить некоторые наиболее распространенные риски, которым подвергаются участники госзакупок, в силу так называемого «человеческого фактора» некомпетентности или даже халатности. Обращаю внимание, в вышеприведенных примерах их не было, допустим, в нижеприведенном случае Вы не теряете обеспечение заявки, но очень долгое время будете ждать его возврата, в моей практике до 1 года. • Несоблюдение всех норм пункта 6 ст. 44 закона «О контрактной системе» ведет к тому, что возврат обеспечения заявки осуществляется в практике проведения торгов либо не в сроки (т.е. с задержкой), либо с нарушением самой процедуры возврата. • Порядок и временные рамки, в которые осуществляется возврат обеспечения контракта, также не всегда соблюдаются на практике. Как указывают специалисты, основные заминки связаны именно с некомпетентностью или невнимательностью персонала, отвечающего за госзакупки. К слову, неисполнение контракте по тем же причинам ведет к тому, что финансовые средства возвращены не будут.
А вот здесь новелла 44-ФЗ – разрыв контракта в одностороннем порядке. • Осуществляя разрыв контракта в одностороннем порядке, участники госторгов должны учитывать новшества закона 44-ФЗ, связанные как с нормами об отказе от исполнения договора, так и с дополнительными основаниями для этого. К сожалению, многие законодательные тонкости данного вопроса остаются вне поле зрения специалистов по тендерам, что и ведет к нарушению данной процедуры. Как видим, заключение и расторжение государственного контракта требует тщательного изучения закона 44-ФЗ, который в корне изменил систему госзакупок. Компетентные сотрудники должны быть приоритетом для компаний, осуществляющих их, ведь именно степень их правовой и финансовой грамотности может минимизировать риски, которым подвергаются организации-участники торгов. Советы специалиста. Главный совет, который может служить своеобразным лозунгом для компаний, принимающих участие в государственных закупках, следующий: максимально тщательно вникать и следовать правилам совершения ГОСЗАКУПОК и соблюдать условия конкурсных торгов и аукционов. Знать положения Федеральной контрактной системы и её механизмы от «А до Я». Знать все Постановления Правительства РФ – их пятьдесят. Знать и уметь использовать десятки приказов и распоряжений Министерства экономического развития. Иметь представление о гражданском законодательстве и 223-ФЗ. К данному совету добавлю еще, что буквоедство при составлении и ознакомлении с конкурсной документацией никогда не будет лишним. Ведь лучше перестраховаться, чем потом понести финансовые потери или даже быть привлеченным к тому или иному виду ответственности за нарушение норм закона. Доступ к законодательным документам и правовым справочникам сегодня бесплатный и свободный, консультации специалистов в данной отрасли также доступны, что значительно облегчает задачу осуществления госзакупок и помогает избежать финансовых рисков. Помните: федеральная контрактная система не прощает безграмотность.
Спасибо за внимание. До новых встреч! Удачи в ГОСТОРГАХ.
Вы хотите выигрывать ГОСТОРГИ? Хотите видеть свою компанию в победителях тендера? Обращайтесь и Вы научитесь зарабатывать в ГОСТОРГАХ намного больше и станете квалифицированным тендерным специалистом! Обучаться можно не выходя из дома, по всем законам, регламентирующим ГОСЗАКУПКИ. Высокая квалификация преподавателя и располагающая атмосфера сделают обучение простым и очень результативным. В процессе обучения используется новейшее программное обеспечение, позволяющее прекрасно видеть, отлично слышать, вносить корректировки в презентации. Преподаватель использует последние версии методических материалов Министерства экономического развития и ФАС России. Наши курсы имеют самый высокий коэффициент плотности подачи материала по отношению к другим обучающим центрам. Как профессионал, Вы оставите всех позади себя!
Комментарии
Комментариев пока нет
|