« Назад
18.11.2014 05:41
Уважаемые читатели, коллеги, здравствуйте. Рад Вам представить следующую статью цикла «Новеллы Федеральной контрактной системы». Посвящена она истории появления правовой основы и нормативно-правовых актов регулирующих ГОСЗАКУПКИ. Возможно, кто-то скажет, что тема достаточно скучная, но это не так – историю надо знать. Поэтому, добро пожаловать в прошлое.
ГОСЗАКУПКИ, как мы уже говорили, очень сложная, многогранная, многофункциональная система и ей, конечно же, необходимо регулирование, все субъекты системы должны знать как действовать в том или ином случае, кто за что отвечает, обязанности сторон и так далее. При чем, никто спорить не будет, что регламентироваться должны обе стороны, и поставщик, и заказчик, и контролирующие органы. Естественно, это и явилось предпосылкой для появления определенной нормативно-правовой базы регулирующей ГОСЗАКУПКИ. Хочется отметить, что на сегодняшний день такая база существует и существует, порядка 9 лет. Кто-то скажет об ее не идеальности, шероховатости, не доработанности, не побоюсь этого слова – сырости этого механизма. Все так. Но действует она достаточно успешно не один день, прижилась все-таки в нашей стране. Конечно, ей далеко до идеала, но она совершенствуется, совершенствуется с каждым годом, об этом говорят не прекращающиеся вступления в силу, все новые и новые законы, вносящие изменения в систему ГОСЗАКУПОК. Естественно, венцом изменений у нас стала Федеральная контрактная система, при этом хочу заметить, что норма просуществовала менее года, но уже вышло два подзаконных акта вносящих изменение. Речь идет , в первую очередь, о Федеральном законе от 28.12.2013 N 396-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". При этом обратите внимание на дату выхода - 28 декабря 2013 г., то есть, до вступление в силу самого 44-ФЗ. И во вторую очередь, о Федеральном законе от 04.06.2014 N 140-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг».
Но прежде, чем говорить о существующем нормативно-провавом механизме ГОСЗАКУПОК, было бы правильно выполнить краткий исторический обзор появления государственных закупок в нашей стране, то есть с момента перехода Российской Федерации к рыночной экономике. Первым нормативно-правовым актом в тот период явился принятый весной 1992 года Закон РФ от 28.05.1992 № 2859-1 "О поставках продукции и товаров для государственных нужд".Но практика показывала, что принять закон мало, нужно принимать подзаконные акты, отвечающие за реализации данных норм. Так появилось Постановление Правительства РФ от 27.08.1992 № 638 "Об организации работ по реализации Закона Российской Федерации "О поставках продукции и товаров для государственных нужд".Именно в этом законе регламентировалась возможность государственным заказчиком закупать товар путем конкурсного отбора и здесь же, предоставлялась возможность организовывать региональные и федеральные торги. Сам по себе закон очень мал, в нем содержалось всего 5 положений и регулирование самих торгов в нем не отражалось. Но прошло всего два года и на свет появляется Федеральный закон от 13.12.1994 № 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", заменивший Закон РФ от 28.05.1992 № 2859-1. Только здесь у государственного заказчика появилась какая-то конкретика. Свои закупки он мог осуществлять через открытые и закрытые торги, конкурсы. Появился в арсенале новый вид процедуры – аукцион на конкурсной основе. Проблема была только в одном, опять не регламентировался ход проведения торговой процедуры, в свою очередь заказчики, не обладавшие соответствующей квалификацией, просто игнорировали возможность проведения таких видов закупок, используя старые проверенные закупки у постоянных поставщиков. Правительство, обратив внимание на проблему, спустя три года выпускает Указ Президента РФ от 08.04.1997 № 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд", в котором подробно описывается регламент проведения данных процедур, утверждается основной способ закупки, такой как открытый конкурс, а так же предоставляется возможность государственному заказчику использовать новые виды процедур – двухэтапные торги, запросы котировок, закупку у единственного поставщика, внутренние торги. Именно этот Указ стал началом развития ГОСЗАКУПОК, а так же началом формирования правильной, нормативно-правовой закупочной среды. Но это еще не все, в довесок выходит Постановление Правительства РФ от 26.09.97 № 1222 «О продукции, закупаемой для государственных нужд без проведения торгов (конкурсов)», Постановление Правительства РФ от 03.09.98 № 1022 «О кадровом обеспечении торгов (конкурсов) на закупку продукции для государственных нужд», а также Письмо Минэкономики РФ от 08.04.99 № С-353/2-301 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд путем запроса котировок и из единственного источника» Именно в этих документах четко обозначен регламент осуществления закупочного процесса. Наконец-то для заказчика появилась инструкция к действию. Процесс модернизации идет полным ходом и чуть позднее выходит № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» В нем оговаривается только один вид процедуры, а именно открытый конкурс, никакой другой вид процедур в нем не рассматривается. Как мы помним, данные нормы освещались в Указе №305 и за основу берется именно этот документ. Соответственно отмечаем, что в то время нормативно-правовые нормы ГОСЗАКУПОК не отличались единством, тем более не шла речь о едином, регламентированном закупочном цикле, способствующем эффективному расходованию бюджетных средств. Большое количество постановлений и указов, не только не вносили понимание в закупочный процесс, а наоборот сбивали с толку, так как часто нормы в разных документах противоречили друг другу, что в свою очередь очень осложняло работу, как самих сотрудников сферы закупок, так и контролирующих органов стоящих над ними. Вот тут, наверное, и пришло время для появления нового, разработанного, учитывающего интересы всех сторон закона, коим и явился Федеральный закон № 94-ФЗ. Именно так проходило становление ГОСЗАКАЗА в нашей стране. Наверное, объяснение этому есть, так как в то время не только эту сферу, но и все остальные, лихорадило из стороны в стороны. Да и сама страна, напоминающая корабль без управление, неслась в будущее с полным не понимаем того, что и как нужно делать далее, что ж тут говорить об отдельно взятой сфере. Тем не менее, давайте судить по конечному результату, а для этого мы переходим к изучению истории действия 94-ФЗ и законов, следующих за ним. Но это уже совсем другая история. Спасибо за внимание. До новых встреч. Удачи в ГОСТОРГАХ.
Вы хотите выигрывать ГОСТОРГИ? Хотите видеть свою компанию в победителях тендера? Обращайтесь и Вы научитесь зарабатывать в ГОСТОРГАХ намного больше и станете квалифицированным тендерным специалистом! Обучаться можно не выходя из дома, по всем законам, регламентирующим ГОСЗАКУПКИ. Высокая квалификация преподавателя и располагающая атмосфера сделают обучение простым и очень результативным. В процессе обучения используется новейшее программное обеспечение, позволяющее прекрасно видеть, отлично слышать, вносить корректировки в презентации. Преподаватель использует последние версии методических материалов Министерства экономического развития и ФАС России. Наши курсы имеют самый высокий коэффициент плотности подачи материала по отношению к другим обучающим центрам. Как профессионал, Вы оставите всех позади себя!
Комментарии
Комментариев пока нет
|