« Назад
11.09.2014 20:32
Добрый день уважаемые коллеги. За последнее время мы уделили большое внимание Федеральной контрактной системе, но надо не забывать, что это не единственный закон, регламентирующий государственные закупки. Теперь самое время выйти на сцену, еще одному законодательному акту, а именно 223-ФЗ. Не иначе, как резонансным, этот закон не назовешь. Конечно же, тут ничего удивительного нет, только представьте себе, что Вы крупная корпорация (например, ГАЗПРОМ или РОСАТОМ), из бюджета выделяется миллиарды рублей для удовлетворения собственных нужд и Вы, не торопясь, основываясь на Гражданский кодекс, осваиваете эти деньги. Выбираете, как заблагорассудится поставщиков, предъявляя нелепые требования (например, наличие не менее 10 выполненных контрактов с Заказчиком, а как, спрашивается, выполнить первый, если нужно априори выполненных десять), проводя экзотические виды тендеров и как апогей, закупая у единственного поставщика на миллионы рублей, без конкурса, на основе долгосрочных устоявшихся связей. Благодать! И вдруг этот «райский уголок» рассыпался как карточный домик. Мало того, что теперь на общее обозрение нужно выставлять свои закупки, так еще и отчитываться за закупки у единственного поставщика, при этом, не превышая планку разрешенного объема траты денежных средств организации. Шок, ужас!
И имя этому ужасу № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», который был принят 18.07. 2011. Что представляет собой этот нормативный акт. Начнем с громких слов - он регламентирует проведение закупок определенными юридическими лицами, такими как государственные компании и корпорации, организации, занимающиеся регулируемой деятельностью в области газоснабжения, электроснабжения, теплоснабжения и т.п, государственные муниципальные унитарные организации, хозяйственные общества (включая и дочерние), у которых в уставном капитале доля участия субъекта РФ либо РФ , свыше 50% , автономные организации и другие субъекты, перечислять всех не буду, но скажу, что в 2012 году под действие закона попали около 15 тыс. организаций, а в 2014 году уже 400 тысяч! Теперь громкие слова закончились и переходим к сути, а суть такова, закон очень формальный, в нем всего 8 статей, по большому счету, регламентирующие только общие действия субъектов, все остальные правила игры Заказчик устанавливает сам, в своем Положении о закупках. Только представьте, с одной стороны, вроде бы есть Закон, ограничивающий мои действия, а с другой, я сам решаю, как мне осуществлять свою закупочную деятельность. Вот такая ситуация! Теперь немного истории.
Бытует мнение, что закупки государства, до сих пор закрытая за семью печатями сфера, хочу развеять этот миф и рассмотреть несколько основных этапов развития и изменения законодательства РФ в сфере государственных закупок.
1) 21.07. 2005г. закон № 94-ФЗ. Регламентирует все государственные и муниципальные закупки в РФ, вводит некоторые обязательные требования по публикации сведений о закупках в интернете. Закон 94-ФЗ не имеет понятия «тендер». Вместо этого слова в законе используется термин, который имеется в законодательстве РФ, то есть открытый конкурс. Законом также определены такие закупки, как: • запрос котировок, • аукцион открытый в электронной форме, • конкурс (открытый) 2) 24.07. 2007 г. был принят Закон № 218-ФЗ, который вносил изменения в № 94-ФЗ. То есть были внесены значительные изменения в порядок размещения госзаказов, расширен список оснований для приобретения «у единственного поставщика» и др. Согласно законодательству, закупки государственных и муниципальных компаний в РФ обязательно должны быть опубликованы на едином официальном сайте государственных закупок РФ - zakupki.gov.ru, так же там должны размещаться и результаты торгов. 3) И собственно, главный виновник статьи - 18.07. 2011 г. - Федеральный закон № 223-ФЗ. На сегодня, около 400 тыс. заказчиков попадают под действие акта, более 4 трлн. рублей, тратится государством в рамках закона. Основная часть субъектов попала под действия закона в 2014 году, количество выросло с 25 тысяч до 400 тысяч организаций. Основной сегмент, который попал в рамки данного законодательства, в этом году, так называемые дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов доли принадлежит корпорации или его дочернему хозяйственному обществу. На слух воспринимается тяжело, но по факту это выглядит так – у любой государственной компании, есть сотни, а то и тысячи, дочерних обществ, а у каждой из них, в свою очередь, есть сотни своих дочерних обществ. Вот, начиная с 2014 года, не только материнская организация, но и все её дочки и внучки, попадают под действие 223-ФЗ.
Необходимо отметить, что, с одной стороны, принятие Закона № 223-ФЗ делает закупки госкорпораций и госкомпаний прозрачными, да и в целом всю процедуру госзаказа довольно таки предсказуемой. Однако по факту все не совсем так. Существует ряд недостатков. Во-первых, проводимые закупки и их регламент, а так же сроки проведения заказчик разрабатывает сам, и, конечно же, делает он это максимально удобно под себя. Опять же, нет ограничений по закупкам у единственного поставщика, так сказать, без торгов, и тут, конечно, ситуация сложная - кто во что горазд. Кто-то закупает на 100 тысяч рублей единовременно, кто-то на 600 тыс., а есть компании , которые прописали % от общего годового объема закупок, например 30%, не ограничиваясь суммой за разовую покупку. В целом, недочеты пересказывать можно очень долго, но не это цель данной статьи, поэтому следуем дальше. А дальше у нас мнения экспертов и обзор. Итак, теперь компании, на которые распространяется закон, должны в обязательном порядке размещать данные о своих закупках на государственном сайте www.zakupki.gov.ru. Со слов директора Департамента развития Федеральной контрактной системы РФ, Кирилла Степанова, принятие данного закона преследовало три цели. 1. Обеспечение транспарентности (прозрачности) закупок компаний, которые перечислены в законе. 2.Установление порядка проведения закупок данными организациями у субъектов малого предпринимательства. 3. Стимулирование организации к улучшению допуска к государственным закупкам не аффилированных лиц. К сожалению, приходится констатировать, что данные задачи полностью пока не реализованы. Как заявил Степанов, данный закон не так страшен. Хотя он обязывает предприятия публиковать свои закупки на официальном сайте, в законе имеется ряд механизмов, дающих возможность компаниям не размещать на сайте данные о своих закупках. Об этом, кстати, мы тоже поговорим в следующих статьях. Напоследок, хотел бы обратить внимание на реакцию поставщиков , в отношении данного нормативного акта и озвучить основные недостатки Закона № 223-ФЗ , которые вызвали бурю негодования:
1. Специалистам поставщиков необходимо обучаться работе с Законом, так как без обучения ориентироваться в законе очень сложно. Необходимо знать гражданское законодательство, изучить формы конкурсных документы, уметь ориентироваться в положениях о закупках, иметь представления о требованиях к оформлению заявок и их составу, уметь в рамках закона взаимодействовать с ФАС, регламент взаимодействия, кстати, разительно отличается от регламента 44-ФЗ.
2. Условия договора теперь формирует исключительно заказчик. 3. При расторжении договора с поставщиком он, как и в случае 44-ФЗ, включается в реестр недобросовестных поставщиков, и лишается права на участие в последующих закупках на 2 года. 4. У крупных организаций, с огромными потребностями, довольно сложно организованная закупочная деятельность, многостраничное, с огромным количеством изменений Положение о закупках, в котором сложно ориентироваться, так как предусмотрены различные формы проведения закупок, при этом очень много экзотических процедур, что соответственно приводит к недопониманию со стороны поставщиков.
В целом хочу отметить, что теоретически Закон № 223-ФЗ имеет ряд преимуществ, которые были описаны выше, но тут ключевое слово «теоретически». Однако на практике все намного сложнее и, к сожалению, цели и задачи данного закона на деле оказываются не всегда эффективными.
Поживем, увидим!
Вы хотите выигрывать ГОСТОРГИ? Хотите видеть свою компанию в победителях тендера? Обращайтесь и Вы научитесь зарабатывать в ГОСТОРГАХ намного больше и станете квалифицированным тендерным специалистом! Обучаться можно не выходя из дома, по всем законам, регламентирующим ГОСЗАКУПКИ. Высокая квалификация преподавателя и располагающая атмосфера сделают обучение простым и очень результативным. В процессе обучения используется новейшее программное обеспечение, позволяющее прекрасно видеть, отлично слышать, вносить корректировки в презентации. Преподаватель использует последние версии методических материалов Министерства экономического развития и ФАС России. Наши курсы имеют самый высокий коэффициент плотности подачи материала по отношению к другим обучающим центрам. Как профессионал, Вы оставите всех позади себя!
Комментарии
Комментариев пока нет
|