Главная \ Статьи \ Двухэтапный конкурс, конкурс с ограниченным участием, закрытый и открытый конкурс. Что? Где? Когда?

Двухэтапный конкурс, конкурс с ограниченным участием, закрытый и открытый конкурс. Что? Где? Когда?

« Назад

24.10.2014 02:44

Уважаемые друзья и коллеги, добрый день. Очень много вопросов возникает в отношении новых процедур, появившихся в формате Федеральной контрактной системы. Вот, как раз сегодня я бы хотел поговорить о разновидности конкурсов в рамках 44-ФЗ. Тема нашей статьи «Двухэтапный конкурс, конкурс с ограниченным участием, закрытый и открытый конкурс. Что? Где? Когда?»

 В силу того, что новый закон «О контрактной системе» 44-ФЗ внес изменения как в практику проведения тендерных торгов, так и в ее теорию, сменив тем самым положения своего «предшественника» - федерального закона 94-ФЗ, считаем актуальным рассмотреть ряд основных характеристик некоторых способов государственных закупок. 
Нужно отметить, что старый закон 94-ФЗ предполагал, что госзаказчик должен размещать государственный заказ. Исходя же из норм нового закона 44-ФЗ, его функции переориентированы на определение фирмы-поставщика, т.е. исполнителя контракта. Данная формулировка хоть и отличается от предыдущей, но ее суть, так или иначе, состоит в том, что госзаказчик должен найти контрагента для исполнения заказа. 
Ознакомившись с нормами закона 44-ФЗ и сопоставив их с практикой тендерных закупок, можно определить что разновидности конкурсов наиболее эффективные и, но не сильно распространенные способа осуществления государственных (муниципальных) закупок, которые мы и рассмотрим ниже в данной статье. 
Открытый конкурс
Часть 2 статьи 48 закона «О контрактной системе» определяет открытый конкурс основной формой торгов по умолчанию. Это означает, что если у государственного заказчика нет оснований для проведения их в иной форме, то он осуществляет их именно путем открытого конкурса. 
Основополагающим элементом на этапе его подготовки является конкурсная документация, порядок и содержание которой определены частью 4 статьи 48 закона 44-ФЗ. Она выступает нормативно-правовой базой торгов, выполнение и следование правилам которой обязательно для обеих сторон-участниц данной процедуры. 
Новое законодательство предусматривает и тот факт, что проводится открытый конкурс в электронной форме, что позволяет сделать его максимально прозрачным и доступным для участия. Данное требование является ключевым.
Весомым является и нововведение, согласно которому заявка на открытый конкурс подается, оценивается и рассматривается в более короткие сроки. При чем, последние две операции теперь объединены в единую процедуру, что упрощает процесс в целом. Если по закону 94-ФЗ они занимали 30 дней, то по 44-ФЗ на ее проведение установлен единый срок в 20 дней. По результатам рассмотрения и оценки поданных заявок составляется протокол открытого конкурса, который вмещает сведения, касающиеся проведения процедуры. 
После этого определяется победитель конкурса. И что примечательно, новый федеральный закон предусматривает обязательное акцентирование не только на стоимости товаров или услуг, которые предлагает потенциальный поставщик, а и на их качестве, что немаловажно для сегодняшней системы госзакупок. Это выводит открытые конкурсы на новый, более высокий уровень. 
Закрытый конкурс
Основная черта, определяющая закрытый конкурс, - это порядок, согласно которому привлекаются его участники. Исходя из этого, нужно отметить, что главное его отличие от открытого конкурса состоит в том, что данные об этих торгах не размещаются в единой информационной системе, а отсылаются ограниченному числу потенциальных участников. 
Осуществлять тоги именно этим способом можно далеко не всегда. Закон 44-ФЗ (ч. 2 ст. 84) четко определяет список таких случаев:
• госзакупка товаров и услуг, информация о которых является государственной тайной;
• данные о секретных для общего доступа товарах и услугах вмещены в текст проекта контракта или конкурсную документацию;
• в ряде случаев при перевозке, страховании или охране ценностей государственного значения;
• контакты на предоставление услуг водителей и уборки для судебных приставов и судей.
Главный акцент на всех этапах закрытого конкурса делается на полной конфиденциальности и предупреждении утечки информации, которая является государственной тайной. Базовыми для участников можно определить такие правила:
1. Конкурсная документация и данные о ее изменении не подлежат открытому доступу.
2. В ее разъяснении не допускается указание имени участника закрытых торгов.
3. Запрещена публикация информации о закрытом конкурсе в СМИ, ЕИС.
4. Осуществление записей на видео и аудио носители также не допускается.
Также отметим, что федеральная контрактная система не имеет определенного регламента заключения контрактов по итогам конкурсов закрытого типа. Поэтому на практике актуально использование норм статьи 54 (параграф 5, часть 3) закона 44-ФЗ.

Закрытый

Конкурс с ограниченным участием
Данный вид конкурса можно рассматривать как подвид открытого конкурса, который имеет специфические характеристики: порядок его осуществления аналогичный открытым торгам с той разницей, что он предусматривает возможность для госзаказчика внести дополнительные требования к участникам. Содержание таких требований может быть ориентировано на предоставление той или иной документации помимо нормативной (например, подтверждающей наличие персонала с определенной степенью квалификации или новейших систем оборудования). 
Чаще всего конкурс с ограниченным участием осуществляется в таких случаях:
• в виду сложности или специфики товаров или услуг их выполнение могут осуществить компании из определенного числа (согласно Постановлению №1089 от 28.11.2013 г.)
• если госзакупки связаны с объектами культурного значения, реставрацией редких экспонатов и документов.
Также нужно акцентировать внимание на том, что дополнительные процедуры, вязанные с документацией, учитываются лишь на начальных этапах отбора участников, но не при осуществлении оценки и определении победителя.

С ограниченным участием

Двухэтапный конкурс
Базовыми требованиями к проведению данного способа госзакупок служат правила проведения открытого конкурса. Однако двухэтапный конкурс имеет значительно ограниченную сферу применения. Главными факторами при этом служат следующие условия:
• предмет госзакупок представлен услугами научно-исследовательских, энергетических или проектных областей, литературной сферы, а также покупкой инновационных товаров;
• в процессе конкурса возникает необходимость разъяснения тех или иных аспектов госзакупок.
Исходя из последнего фактора следует, что двухэтапный конкурс предполагает возможность конкретизации госзаказчиком особенностей предмета договора, а также уточнение критериев, по которым конкурсная заявка оценивается комиссией по торгам.
Согласно статьи 57 закона 44-ФЗ этапы двухэтапного конкурса предусматривают следующее:
1. Предварительное предоставление заявок на участие без определения конкретной цены контракта. На этом этапе заказчик может уточнить необходимые ему требования к качеству товаров и услуг.
2. Участники 1-го этапа могут подать госзаказчику конечный вариант заявки, в котором приписываются внесенные изменения и стоимость контакта. 
На втором этапе участники также могут отказать госзаказчику в дальнейшем участии. 

двухэтапный

Нововведенный закон 44-ФЗ внес существенные изменения не только в перечень способов госзакупок, но и в их процедурные особенности. Из этого и вытекает необходимость в более детальном ознакомлении с их спецификой, порядком и нормами осуществления.

На сегодня все. Удачи в ГОСТОРГАХ.

Вы хотите выигрывать ГОСТОРГИ? Хотите видеть свою компанию в победителях тендера? Обращайтесь и Вы научитесь зарабатывать в ГОСТОРГАХ намного больше и станете квалифицированным тендерным специалистом!  Обучаться можно не выходя из дома, по всем законам, регламентирующим ГОСЗАКУПКИ. Высокая квалификация преподавателя и располагающая атмосфера сделают обучение простым и очень результативным. В процессе обучения используется новейшее программное обеспечение, позволяющее прекрасно видеть, отлично слышать, вносить корректировки в презентации. Преподаватель использует последние версии методических материалов Министерства экономического развития и ФАС России. Наши курсы имеют самый высокий коэффициент плотности подачи материала по отношению к другим обучающим центрам. Как профессионал, Вы оставите всех позади себя!

 

 



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий: