223-ФЗ и СМП - быть ли вместе?
« Назад
Министерство экономического развития подготовило законопроект, облегчающий доступ малого и среднего предпринимательства к закупкам государственных компаний, в том числе благодаря административным нормам к последнему. Сами же представители предпринимательства полагают, что данная программа не работала и работать не будет.
Чего должны бояться компании.
Министерство экономического развития подготовило законопроект (его копия есть у РосБизнесКонсалтинг), который значительно увеличивает права малого и среднего предпринимательства при закупках государственных корпораций и компаний с государственным участием. Данная программа функционирует в рамках 223-федерального закона, который регулирует закупочную деятельность государственных компаний, исправления уже одобрены Министерством финансов и Федеральной антимонопольной службой и сообщены в правительство, которое будет разбирать ее на собрание 11 июня, оповестил РосБизнесКонсалтинг уполномоченный Министерства экономического развития. 4 декабре 2014 года в обращение к Федеральному собранию Владимир Путин говорил о потребности в увеличение доступа малого и среднего бизнеса (МСП) к закупкам государственных компаний. Автор изменений рекомендует принимать меры к компаниям, которые не исполняют или не очень корректно отчитываются об исполнение норм объемов закупок у МСП. Основная часть таких закупок определена постановлением от 11 декабря прошлого года на уровне больше 18% от всех закупок. На данный момент в среднем часть МСП в России в государственных закупках меньше 10-11%, утверждает госсоветник председателя ДР федерального межотраслевого совета Сергей Варламов.
Тех, кто не соблюдает нормативы, Министерство экономического развития рекомендует на 1 год переводить под действия 44-федерального закона, которые регулирует закупки государственных ведомств. Допустим, по 223-федеральному закону государственные компании имеют право работать согласно собственному положению о закупках, которое принимает во внимание особенности их процессов, то 44-федеральный закон назначает процесс одинаковый для всех, а за нарушение любых сроков и процессов заказчик обязан выплатить штраф, утверждает генеральный директор НАИЗ, участник генсовета ДР Сергей Габестро. Для примера, штраф за то, что не поместили сведения о закупки для государственных компаний может составлять до 500 000 рублей, для физлиц – до 50 000 рублей, говорит Сергей Габестро. Так же Министерство экономического развития рекомендует уменьшить государственным компаниям возможность подбора процесса закупки. Учитывая исправления, заказчик имеет право самостоятельно выбирать то, каким образом организовывать государственные закупки, только в том случае, если цена контракта больше определенного барьера (его установит правительство, в министерстве закупки до 200 000 рублей считаются самыми желаемыми для МСП). Когда цена контракта меньше, то выбор процесса будет ограничен условиями, которые приняты правительством. Данным исправлением министерство пытается увеличить часть закупок с помощью конкурсов и тендеров: на данный момент заказчик пытается их избегать, пользуясь привилегированно «иными способами закупок» ( это 41% от всего объема объявленных закупок). «Иные способы закупок» - это наиболее распространенный процесс у государственных компаний – закупки у единого подрядчика, утверждает председатель Министерства экономического развития. Также он напоминает, что почти всегда такие закупки непонятны для возможных подрядчиков и неконкурентоспособны. Еще исправления позволяют забрать у части компаний, в которых государственная доля составляет больше 50% ( выбор компаний предоставляется правительству) права устанавливать свои внутренние положения об осуществление закупок и устанавливать на них свои критерии к подрядчикам: но теперь они должны использовать стандартные положения. Для того чтобы исключить вероятное беззаконие от заказчика в части сокращения кол-ва участников, законопроект устраняет нормы об введение условий к юридическим и физлицам в позиции о закупке, говорит представитель Министерства экономического развития. Но у заказчика останется право назначать критерии для отбора к участникам непосредственно в договоре, добавляет он.
Давление на бизнес.
Наибольшая часть законопроекта посвящена регламентации исполнения заказчиками конкурентных процессов, и нормализация данной процедуры может заметно облегчить работу малого и среднего бизнеса в области закупок, рассчитывает вице-президент «Опоры России» (он демонстрирует интересы малого предприятия) Виктор Степанов. Но уполномоченные других бизнес-организаций расположены более недоверчиво. Сергей Габестро из ДР утверждает, что законопроект не может облегчить доступ МСП к государственным закупкам: закон регламентирует закупочную сферу, снизится эффективность работоспособности, а нормы для малого предприятия будут копировать участие МСП – заказчики опередят их, организовывая компании – представители, а заказ будет переходить к традиционным производителям, которые находятся у них на субподряде. Не одобрил закон и руководитель Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. Рекомендуемые меры носят формы административного принуждения, не формирующего стимулов к закупкам у малого и среднего бизнеса, поясняет он в письме вице-премьеру Игорю Шувалову, в котором просит его дать задание по доделки законопроекта (его копия находится у РосБизнесКонсалтинга). Шохин утверждает, что исполнение государственными компаниями новых условий приведет к росту сроков закупочных процессов и к увеличению непроизводственных затрат. Исправления, которые ограничивают право государственных компаний принимать свое положение о государственных закупках и определять условия к их участникам, не допускают учитывания всех особенностей, специфику и объем работы компании, поражена руководитель фирмы Vegas Lex Юлия Тормагова. Законопроект отнимает у заказчика права предъявлять в Положениях даже примерные критерии к участнику закупок, для примера требования о работоспособности подрядчика, об наличии документов, объясняет юрист. Она говорит, что повод лишать данного права лиц 223-федерального закона не совсем правомерны и логичны. Это практически разрешает участие в закупках всем лицам. Стандартные положения могут создать для государственных компаний некоторые неприятности, но с точки зрения государства данная мера может быть полезной, потому что сможет больше контролировать государственные закупки и быстро реагировать на нарушения, утверждает адвокат организации «Деловой фарватер» Антон Соничев.
А сами же государственные компании объясняют исправления Министерства экономического развития не очень охотно. В «Роснефти» РосБизнесКонсалтинг сказал только, что в компании организовали консультационный совет, который реализовывает общественные экспертизы результативности закупок у лиц малого и среднего бизнеса, а именно законопроект обсуждать не стали. В «РЖД» сказали, что законопроект Министерства экономического развития сейчас рассматривается экспертами ОАО «Российских железных дорогах», и соучастные ведомства будут оповещены о позиции компании. Также он заметил, что положения, благодаря которым часть закупок у лиц малого предпринимательства должена быть больше 18%, становится действительной с середины 2015 года. Он обратил внимание, что сейчас происходит неточность в подсчете части так, как она будет принята за оставшиеся 6 месяцев нынешнего года. В «Газпроме» на запрос РосБизнесКонсалтинг не ответили.
Комментарии
Комментариев пока нет