Антидемпинговые меры. Холостое оружие?
« Назад 10.11.2014 03:58 Уважаемые коллеги, друзья, соратники по цеху, добрый день. Некоторое время не писал статьи, так как подбирал актуальную тему. И вот, наконец-то, был найден предмет статьи, который, действительно вызывает много вопросов и до конца не очень понятно, нужен ли этот нововведенный механизм или это очередное ненужное усложнение жизни поставщиков, а точнее их тендерных специалистов. Речь сегодня пойдет о следующем механизме защиты заказчика от некачественного товара в рамках выполнения государственного контракта, конечно, это АНТИДЕМПИНГОВЫЕ МЕРЫ. Это новелла Федеральной контрактной системы, так называемый ответ со стороны государства поставщикам, для которых победа в государственных торгах нужна любой ценой, даже путем снижения качества поставляемого товара в рамках выполнения обязательств. Итак, давайте посмотрим, что это за механизм и как он работает в рамках 44-ФЗ.
Во первых, что бы было понятно как и когда он действует, введены несколько порогов. Таким образом определено пороговое значение НМЦ контракта, значение которого 15 млн руб. И еще один порог- это дисконт(падение) в размере 25 % и более от цены договора. Это и есть основные два значения, которые необходимо запомнить в рамках ознакомления с этой новеллой. Далее моделируем ситуацию при которой победитель заключает контракт, стоимость которого на 25% и более ниже исходной (максимальной) цены договора и цена самой процедуры, еще говорят, НМЦК, более 15 млн. руб., соответственно контракт может быть заключен только при определенных условиях, а именно предоставления обеспечения контракта в 1,5 раз более чем запрашиваемое. Например, начальная цена аукциона составляет 20 млн. рублей, Вы победили с ценой 14 миллионов рублей, соответственно дисконт от НМЦК составил 30%. Вот все условия для включения антидемпинговых мер. То есть, в этом случае, если обеспечение контракта изначально составляло 30% от контракта, компания-победитель заплатит не 30%, а 45% от НМЦК процедуры, в нашем случае 20 млн.*45%= 9 млн. рублей, при этом как мы помним, цена победы составила 14 млн. рублей. Сомнительная экономика! Рассмотрим другую ситуацию, при которой исходная (максимальная) стоимость договора при проведении торгов либо меньше 15 млн. руб., либо равна этой цифре. Победитель закупки предложил победную цену государственного контракта с дисконтом 25 или более % и далее здесь тоже включаются антидемпинговые меры, но с небольшим отличием от варианта, рассмотренного ранее. Как мы помним, речь шла о предоставлении в 1,5 раз увеличенного обеспечения контракта Отличие этого случая в том, что появляется у победителя альтернативный вариант выполнения антидемпинговых мер, а именно обязательство дать информацию, подтверждающую собственную добросовестность. Что это такое? Это информация из реестра контрактов о выполнении не ранее чем до одного года до даты подачи заявки 3-х договоров. При этом обязательным условием является выполнение их без штрафов, пеней и неустоёк. Можно предъявить 4 и более выполненных договоров , но есть обязательное условие - 75 %, т.е. три из 4 контрактов должны быть выполнены без санкций в отношении победителя.
Хочу напомнить, что вся эта информация берется в реестре заключенных контрактов, хранится она на российском сайте государственных закупок. Информация в открытом доступе. Есть еще один момент, на который нужно обратить внимание. К сожалению, многие участники - победители находясь в эйфории от победы, забывают элементарные вещи, сюда входит и это обязательное требование. Цена одного из контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов цены контракта, в отношение которого он подтверждает свою добросовестность. Например, победный контракт 10 млн. рублей, соответственно один из трех предоставленных выполненных контрактов должен быть не менее чем 2 млн. рублей. Давайте рассмотрим, когда и как нужно предоставлять информацию о добросовестности. Если речь идет об электронном аукционе, то данную информацию из реестра заключенных контрактов, победитель предоставляет в момент подписания государственного контракта. Другими словами наряду с обеспечением контракта, он подвешивает и эту информацию и только после этого подписывает контракт. В случае, если проводится открытый конкурс информация предоставляется немного по другому, а именно предоставляется участником закупки в составе заявки на участие в конкурсе, то есть сразу указывается в вашей заявке, еще до момента подачи,но надо понимать, если Вы предоставите вымышленные конкурсы, иногда такое приходит в голову начинающим участникам, не подтвержденные реестром контрактов, комиссия однозначно отклонит Вашу заявку, признав информацию недостоверной. Еще несколько моментов которые нужно знать участникам государственных торгов. Случаи, конечно специфические, но тем не менее встречающиеся. Допустим, проводится конкурс на научно-исследовательские, экспериментально-конструкторские либо научно-технические работы или оказание консультационных услуг, в этом случае заказчик устанавливает в конкурсной документации разную значимость критериев оценки заявок. Критерий может касаться в случаи подачи цены которая до 25 % ниже НМЦК, либо на 25% и более ниже НМЦК. При этом "вес" такого критерия не менее чем 10% всех критериев. Еще один случай, процедура проводится на приобретение товара, нужного для нормального жизнеобеспечения. Возникает вопрос, что это за товары. Это либо продовольствие, либо средства для оказания скорой, медицинской помощи, либо лекарства, либо топливо. Именно в этих случаях, победитель с ценой, которая упала на 25 % и более, обязан предоставить заказчику обоснование цены. Кстати, это обоснование может включать гарантийное письмо, которое выдаёт производитель о готовности в рамках выполнения контракта дать соответствующее количество по соответствующей цене. Потребуются еще бумаги подтверждающие наличие на складе товара и информация подтверждающая возможность победителя выполнить данный государственный заказ. Так же потребуется экономические расчеты подтверждающие выполнение. Главное, уважаемые коллеги, надо понимать что изначально, конечно, у этих мер благие намерения. С другой стороны, я как действующий игрок на тендерном рынке понимаю, что любая мало-мальски опытная компания имеет в активе три выполненных контракта за предыдущий год и конечно, это сложно назвать информацией подтверждающей добросовестность. Что мешает компании быть не добросовестной и при этом на всякий случай иметь три выполненных контракта. Опять же не понятно, почему выполненные контракты должны быть не менее 20 % от победного, почему бы не сделать хотя бы сопоставимые по цене. Ведь я могу успешно выполнить государственный заказ на 10 млн., но это совсем не гарантия, что я не "споткнусь" на 50 млн. заказе. Вопросов много, но это лучше чем ничего, в этом я абсолютно уверен. Антидемпинговые меры, однозначно доработают и в последствии это, конечно, будет более действующий механизм чем на сегодняшний момент. Поживем, увидим! Удачи в ГОСТОРГАХ. До новых встреч.
КомментарииКомментариев пока нет |