Главная \ Новости \ Госзакупки 2017 изменения, нововведения, уточнения.

Госзакупки 2017 изменения, нововведения, уточнения.

« Назад

Госзакупки 2017 изменения, нововведения, уточнения. 22.01.2017 14:38

Уважаемые коллеги, друзья добрый день. У нас сегодня очень важная тема и она не только важная, но и очень актуальная - Изменения в законодательстве госзакупок в 2017 году. Подходит к концу переходный период в системе закупок, осуществляемых в рамках Закона № 44-ФЗ. Несколько раз законодатели переносили вступление в силу тех или иных положений закона, более 20 раз он корректировался, и вот с 01.01.2017 мы начинаем работать по вышеназванному закону, так сказать, в полную силу. Кроме этого, некоторые изменения коснулись и Закона № 223-ФЗ. Теперь перейдем к конкретике и шаг за шагом рассмотрим детально все изменения. Итак, Профессиональный стандарт для контрактного управляющего с 2017 года будет обязательным. Что это значит? Работники контрактной службы и контрактный управляющий с 1 января 2017 года должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. До конца 2016 года работником контрактной службы или контрактным управляющим мог быть человек, имеющий образование по Закону № 94-ФЗ, который утратил силу в 2014 году. Давайте попытаемся разобрать какие важные аспекты обучения в сфере государственных закупок по 44-ФЗ, каким оно должно быть, формы обучения госзакупкам, что должен уметь контрактный управляющий после прохождения обучения. Сейчас, как никогда актуально обучение по № 44-ФЗ. Не потому, что раньше это было менее важно или не требовалось Законом, а потому, что с каждым годом усиливается государственный и общественный контроль за сферой закупок и все больше требований предъявляется к контрактным управляющим – к их квалификации, знаниям и навыкам. И обучение в закупках – это не только участие в профильных вебинарах, семинарах, конференциях. Введение профстандарта обязывает специалистов иметь вполне четко определенный уровень образования: повышение квалификации или профпереподготовку. А в нынешних реалиях без должного уровня квалификации специалист по закупкам или конкурсный управляющий может лишиться работы, поскольку работодатели начали строго контролировать такой аспект как наличие профильного образования у своих сотрудников, особенно с учетом того, какая большая ответственность лежит на таких специалистах. Одним словом – учеба в закупках крайне важна, и аргументов «против» тут нет. Надо помнить один очень важный момент -обучение должно быть качественным. На что же нужно обращать внимание при выборе курсов по закупкам? В центре внимания должно быть качество обучения, грамотная организация учебного процесса. Как удостовериться в качестве? Во-первых, курсы по закупкам должна проводить организация, имеющая официальную лицензию на оказание услуг по повышению квалификации. Во-вторых, удостоверьтесь, что по окончании обучения вам будет выдан официальный документ, подтверждающий прохождение курсов повышения квалификации. В-третьих, важно качество составления самой программы. Проверить это можно еще при выборе курсов – запросить у образовательной организации информацию о структуре и краткой программе курсов, и убедиться, насколько соответствует программа рекомендациям Минэкономразвития России и Минобрнауки России (согласно Письма № 5594-ЕЕ/Д28И и № АК-553/06 от 12.03.2015 г.). Также образовательные организации часто предлагают своим будущим клиентам, находящимся на этапе выбора, воспользоваться тестовым доступом в курсы по закупкам, когда вы можете заранее, до подписания контракта, в тестовом режиме начать обучение. Это позволит вам оценить формат подачи материала, его качество, удобство работы в курсе. Все это, безусловно, касается дистанционной формы обучения, но ведь есть и другие. Форма обучения государственным закупкам может быть выбрана та, которая удобна именно вам как специалисту по закупкам: очная, очно-заочная или полностью дистанционная. Здесь законодатели дают специалистам по закупкам свободу выбора. Пройти обучение по госзакупкам очно можно в Москве, в Санкт-Петербурге, в Крыму и во многих других регионах России. Для этого необходимо лично посещать лекции в учебном заведении, а значит, отрываться от рабочего процесса. Часто для контрактных управляющих это не представляется возможным в связи с высокой рабочей нагрузкой. А если в вашем регионе нет учебного заведения, где можно пройти курсы по закупкам очно, значит, нужно надолго выезжать в другой регион. Зато, безусловно, у очной формы есть и свои преимущества: это возможность лично пообщаться с преподавателем, напрямую задать интересующие вас вопросы. Очно-заочная форма хороша тем, что часть обучения вы проходите дистанционно, в удобном вам режиме, и лишь часть лекций посещаете лично. Согласно рекомендациям Минэкономразвития России, очная часть при такой форме обучения должна составлять не менее 40 часов. Далее, Что бы успешно работать в госзакупках и стать профессиональным госзакупщиком, нужно иметь диплом контрактного управляющего или удостоверение о повышении квалификации. Будет ли достаточно получить сертификат закупщика? Здесь нужно быть внимательными: если вам предлагают получить сертификат контрактного управляющего, то, как правило, такой документ выдается при прохождении краткосрочных курсов повышения квалификации. Этого может быть недостаточно, ведь минимум часов, на который должна быть рассчитана программа повышения квалификации, - 108. Итак, для того, чтобы подтвердить прохождение обучения специалиста по закупкам, необходимо иметь официальный документ об окончании курсов по закупкам государственного или установленного образца с нормативом не менее 108 часов. Официальный документ имеет право выдавать только лицензированная обучающая организация. Диплом или удостоверение выдаются на бланке организации и, как правило, содержат водные защитные знаки. И конечно, на документе обязательно должна присутствовать подпись и печать учреждения. Наличие такого документа необходимо обеспечить до начала января 2017 года, ведь это требования профстандарта. Что должен уметь контрактный управляющий после прохождения обучения по госзакупкам: В процессе прохождения курса специалист закрепит свои практические навыки и уже имеющиеся знания, а если по каким-то вопросам практики не хватает, - обучение призвано восполнить недостающую теоретическую базу. По окончании обучения закупкам каждый контрактный управляющий и специалист по закупкам должен уметь: определять потребность в товарах, работах или услугах, а также объеме закупаемых товаров, работ или услуг; размещать сведения в Единой информационной системе и работать в личном кабинете организации в Единой информационной системе; размещать информацию о закупках в Реестре закупок № 44-ФЗ; осуществлять планирование и обоснование закупок; применять различные способы осуществления закупок: конкурсы, в т.ч. конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные конкурсы, аукционы, электронные аукционы, запрос котировок, запрос предложений, закупки у единственного поставщика; осуществлять закупки; определять основные отличия способов определения поставщика; осуществлять работу с контрактами; осуществлять мониторинг, контроль, аудит и защиту прав и интересов участников закупок; различать и применять особенности закупок, осуществляемых бюджетным, автономным учреждениями, государственным, муниципальным унитарным предприятиями и иными юридическими лицами. Ну вот, пожалуй, основное, касаемо новых требований к профстандарту в сфере государственных акупок. Переходим к следующим изменениям, а именно к тому, что Общественное обсуждение закупок теперь стало обязательным. С 1 января вступают в силу нормы об обязательном общественном обсуждении закупок. Правительство должно будет определить порядок общественного обсуждения и случаи, в которых оно – обязательно. По результатам обязательного общественного обсуждения заказчика могут обязать внести изменения в планы закупок, планы-графики, документацию о закупках или отменить закупки. Я постараюсь ответить на вопрос-  кем будет осуществляться общественное обсуждение, в каких случаях обсуждение будет обязательным, а так же расскажу какие будут исключения из правил, и еще мы рассмотрим этапы проведения общественного обсуждения закупок. Как я уже говорил С 1 января 2017 года общественное обсуждение закупок будет обязательным. Согласно постановлению №835 будут утверждены правила проведения общественного обсуждения закупок. По результатам таких обсуждений заказчик будет обязан внести изменения в планы закупок, планы-графики, документацию о закупках или вовсе отменить закупки. Давайте рассмотрим, в каких случаях общественное обсуждение будет обязательным и какие будут исключения из правил. Общественное обсуждение будет проводится всегда, если НМЦК конкурентной процедуры будет более 1 млрд. рублей, хотя, как я и говорил, есть и исключения: если определения поставщика проводится закрытым способом; если это гособоронзаказ; если повторный конкурс, аукцион или запрос предложений признаны несостоявшимися и не подано ни одной заявки или такие заявки были отклонены комиссией по несоответствию; если проводится запрос котировок для оказания гуманитарной помощи или ликвидации ЧС. Кем будет осуществляться общественное обсуждение? Обязательное общественное обсуждение будет проводится: государственными и муниципальными заказчиками; бюджетными учреждениями, закупки которых за счет субсидий; ГУПами и МУПами, которые работают по 223-ФЗ и утвердили свои положения о закупках до начала 2017; автономными учреждениями работающие согласно ч. 4 ст. 15 44-ФЗ; юридическими лицами, которые не являются госучреждениями, ГУПами и МУПами, закупки которых регламентированы ч.5 ст. 15 закона о контрактной системе; бюджетниками, автономниками, ГУПами и МУПами, закупающие в соответствии с ч. 6 ст.15 закона, причем от лица соответствующих государственных органов, передавших этим учреждениям полномочия госзаказчика; учреждениями, которые проводят централизованные закупки. Закупки должны будут соответствовать: требованиям законодательства РФ, дополнительных НПА и закона о контрактной системе; федеральным и государственным программам, госпрограммам субъектов, муниципальным программам; международным и межгосударственным целевым программам; решениям, поручениям и указаниям высших органов госвласти; требованиям о нормировании в сфере госзаказа; Для непосредственного принятия участия в общественном обсуждении необходимо быть зарегистрированным в ЕИС. Там появится новый раздел «Обязательное общественное обсуждение закупок». Оставлять свои предложения и замечания смогут как юридические, так и физические лица. Поступившая информация будет проходить предварительную проверку и только после этого публиковаться в открытой части. На проверку оператору системы будет дан один день. Обязательное общественное обсуждение будет проходить в два этапа. На первом этапе проходит обсуждение информации о закупке, размещенной в плане закупок и плане-графике. Сначала в спецразделе в ЕИС, потом через очные публичные слушания. Общий срок обсуждений – не менее 20 дней. В течении 2 дней лицом, осуществляющее обязательное общественное обсуждение, размещается ответ на замечание или предложение. Такой ответ также автоматически направится автору критики или пожелания на электронную почту, который тот указал при регистрации на сайте. За 10 дней до конца обсуждений будут проводиться очные публичные слушания. Дата, время и место указывается в разделе за 5 дней до слушаний. Информация, автоматически будет направлена всем участникам обязательного общественного обсуждения. Очные публичные слушания являются открытыми и проводятся только в рабочие дни. Ограничение заинтересованных лиц – не правомерно. На слушаниях обязательно должен присутствовать руководитель или его заместитель. Обязательное присутствие так же и для руководителя контрактной службы. Слушания обязательно проходят по фактическому месту пребывания и под запись на диктофон. По результатам первого этапа обязательного общественного обсуждения, в течении 2 дней, составляется протокол. На каждую закупку – свой протокол. В протоколе обязательно должно быть решение об отмене закупки, продолжению проведения или продолжению, но при необходимости с внесением изменений план закупок и план-график. Протокол первого этапа система автоматически направляет в федеральный орган исполнительной власти, у которого функции по контролю и надзору. Если замечаний к закупке не выявлено, извещение публикуется в установленный в плане-графике срок. На втором этапе обсуждается информация в извещении и документации о закупке. Лицо, осуществляющее обязательное общественное обсуждение, в течение 2 дней должно разместить ответ на замечание или предложение. Такой ответ автоматически будет направлен автору. Результаты, как и на первом этапе, протоколируются с указанием принятого решения. Решение может быть: об отмене определения поставщика; о продолжении проведения закупки; о продолжении, с внесением изменений в документацию. В течение 2 дней протокол размещается в спецразделе в ЕИС и автоматически направляется в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля (надзора) в сфере закупок. Нарушение сроков размещения и направления, фиксируется с помощью средств программно-аппаратного комплекса единой информационной системы. Информация о таком нарушении размещается в специализированном разделе. Завершение второго этапа осуществляется за 3 дня до даты, не позднее которой определение поставщика может быть отменено. Вот так будет проходить этот процесс. Друзья, давайте перейдем к идентификационному коду закупки, который стал обязательным с 2017 года. Теперь С 1 января 2017 года заказчики обязаны указывать в извещении о закупке, реестре контрактов и реестре недобросовестных поставщиков идентификационный код закупки. Кроме того, у заказчика появится обязанность прописывать наименование объекта закупки по каталогу товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. Закон о контрактной системе в ст. 23 обязывает заказчика в плане закупок, а также в плане-графике, извещении и других документах, связанных с процедурой закупки, указывать ее идентификационный код. Давайте разберем, где брать идентификационный код, как его сформировать, и где его указывать. Данный код заказчику необходимо указывать, в числе прочего, в контракте и закупочной документации. Как сформулировано в Законе о контрактной системе, код используется на практике для взаимосвязи закупочных документов. Для действительного обеспечения этой документальной связи, госзаказчику следует указывать код закупки также в документации приемки, предусмотренной Законом № 44-ФЗ, так как она связана со всеми перечисленными в законодательстве закупочными документами. Отличие этого кода от, например, ОКПД2, заключается в его более всеобъемлющем характере. Так, код ОКПД2 включается в его разрядность как составная часть. Многие задают вопрос - где заказчик может взять идентификационный код, и в каком именно виде следует вставлять его в документы? Данный 36-разрядный код формируют, используя КБК. Также при этом определении используются коды общероссийских классификаторов и каталога товаров, работ, услуг, который в скором будущем возникнет в ЕИС. Требование  к госзаказчику указывать данный код в извещении о закупке вступил в силу с 1 января 2017 года. Из чего же этот код закупки состоит? Рассмотрим, что представляют собой 1–2 разряды идентификационного кода закупки. Они выглядят интуитивно знакомо, и действительно соответствуют последним двум цифрам года, когда заказчиком было размещено извещение о закупке. Если в случае данного типа процедуры определения поставщика законом о контрактной системе не предусмотрено размещение в ЕИС извещения, то тогда проставляются последние две цифры года, когда заказчик заключает контракт с единственным поставщиком. Далее 3–22 разряды в составе кода - это идентификационный код самого заказчика, который планирует закупки. Этот код полностью соответствует уже имеющемуся у заказчика персональному коду, который формируется в порядке приказа Минфина России от 18.12.2013 № 127н. Если планированием закупок занимается уполномоченный орган, тогда код заказчика он формирует на основании своих данных. 23–26 разряды классификаторы - это уже информация, которая сообщает номер самой закупки. Если говорить точнее, то это ее номер из плана закупок, составленного заказчиком. 27–29 разряды, соответственно, представляют собой также номер закупки, но уже из другого плана, плана-графика. Разряды с 30 по 33 в коде закупки сообщает нам информацию об объекте закупки по каталогу ТРУ (на основе ОКПД2), детализация производится до уровня группы. Делается это так: разряды с 30 по 31 соответствуют классу; 32 — подклассу; 33 разряд — группе; разряды кода с 34 по 36 сообщают сведения о видах расходов по бюджетной классификации РФ. Важно подчеркнуть, что описанные выше правила, по которым формируется разрядность кода закупок действительны не для всех случаев. Так, исключениями являются: закупка, в которой объектом являются лекарственные препараты, проводимая через запрос предложений; закупки, отвечающие определению закупок малого объема (в соответствии с п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). закупки, объект которых связан с направлением сотрудника в командировку. объекты закупок, которые связаны с проведением фестивалей или концертов (см. п. 26 ч. 1 ст. 93 Закона о закупках) закупки, связанные с услугами преподавателей и экскурсоводов. Во всех перечисленных выше случаях, предусмотренных законодательством о контрактной системе, когда заказчик формирует идентификационные коды, он должен указывать нули в разрядах 30-33. Так, если МУП или ГУП будут планировать закупки за собственный счет, в 34-36 разрядах кода они должны будут указывать нули. Теперь перейдем к важному запрету, пришедшему с новым 2017 годом, а именно запрету проводить закупки, не включенные в план график. Как известно, заказчики осуществляют планирование закупок, составляя планы закупок, на основании которых разрабатываются планы-графики. Напомню, что этот документ содержит перечень закупок товаров, работ, услуг для обес­печения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и является основанием для осуществления закупок. В силу ч. 2 ст. 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном Законом № 44‑ФЗ порядке и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных п. 3 данной статьи. С 01.01.2017 вступила в силу ч. 11 ст. 21 Закона № 44‑ФЗ, согласно которой заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики. При этом закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены. Так же хочу напомнить, правила формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных спортивных организаций, а также требования к его форме утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 553. Для муниципальных организаций и организаций субъекта РФ требования к формированию, утверждению и ведению плана-графика утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 554. Правила размещения плана-графика в единой информационной системе (ЕИС) определены Постановлением Правительства РФ от 29.10.2015 № 1168. Осуществление закупки, не предусмотренной планом-графиком, влечет административную ответственность. В частности, ст. 7.30 ­КоАП РФ Федеральным законом от 03.07.2016 № 318‑ФЗ[1] была дополнена ч. 1.5 и 1.6, которыми предусмотрен штраф для должностных лиц в размере 30 000 руб. за размещение в ЕИС извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

  • · ранее 10 календарных дней со дня внесения изменений в план-график в отношении такой закупки;
  • · если информация о такой закупке не включена в план-график.

Поэтому своевременно корректируйте план-график и не закупайте товары, работы и услуги, не предусмотренные планом-графиком. Еще один момент, который хотелось бы затронуть - наименование объекта закупки. Согласно ч. 4 ст. 23 Закона № 44‑ФЗ с 2017 года у заказчика появится обязанность указывать наименование объекта закупки при ее планировании и осуществлении в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. В силу ч. 6 данной статьи порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством РФ. Но пока соответствующего нормативного акта нет. Следовательно, нередки жалобы со стороны участников закупки, что заказчик использует не те коды ОКПД, которые нужно, тем самым ограничивая конкуренцию. Суды чаще всего встают на сторону заказчиков, обосновывая свою позицию тем, что в настоящее время Законом № 44‑ФЗ не установлено, какой именно каталог товаров, работ, услуг должен использоваться заказчиком. Поэтому при наличии подробной информации о предмете закупки такие жалобы признаются необоснованными (за основу, например, можно взять Постановление АС ВСО от 03.12.2015 № Ф02-6673/2015 по делу № А33-2936/2015).  Следующее изменение, которое хотелось бы затронуть – мониторинг закупок. На основании ч. 2 ст. 97 Закона № 44‑ФЗ мониторинг закупок осуществляется в целях оценки степени достижения целей осуществления закупок, обоснованности закупок. Возникают вопросы - как и кем осуществляется мониторинг в сфере закупок, что будет оцениваться при мониторинге закупок, кто и какую информацию представлять в орган мониторинга закупок, рассмотрим, что должен содержать сводный аналитический отчет и порядок его подготовки. С 1 января 2017 года вступили в силу правила осуществления мониторинга. Они утверждены постановлением № 1193 от 03.11.2015 г. По результатам сбора, обобщения, систематизации и оценки информации, орган, обеспечивающий мониторинг, будет должен сформировать сводный аналитический отчет, который в последующем должен будет быть представлен в Правительство РФ не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. Мониторить систему в сфере закупок будет федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы. Орган должен будет собрать, обобщить, и систематизировать информацию о закупках в целом, о планах закупок и планах-графиках, об их реализации, а также о судебных решениях и судебных актах в области госзаказа и информацию, поступающей в письмах и обращениях как от федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, так и организаций, общественных объединений и граждан. Орган будет вправе привлекать иных лиц для сбора информации и для подготовки отчета, а также, формировать экспертные советы из представителей различных федеральных органов власти и субъектов РФ. При мониторинге закупок будет проводиться оценка: степени достижения целей осуществления закупок (ст. 13 Закона № 44-ФЗ); обоснованности закупок (ст.18 Закона № 44-ФЗ); необходимости совершенствования законодательства РФ и иных НПА; эффективности обеспечения государственных и муниципальных нужд. Орган, обеспечивающий мониторинг, использует информацию, содержащуюся в ЕИС: О реализации планов закупок и планов-графиков закупок. количество размещенных извещений; сколько из числа размещенных состоялись; сколько признаны несостоявшимися. О ведении реестра контрактов. сколько и какова общая стоимость контрактов процедур, которые состоялись; все контракты с единственным поставщиком и их суммарная стоимость, а также по результатам процедур, которые не состоялись; количество расторгнутых контрактов; об исполнении контрактов и начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств. О ведении реестра недобросовестных поставщиков (РНП). О ведении реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок. количество жалоб и результаты рассмотрения; сколько было плановых и внеплановых проверок и их результаты; сколько выдано предписаний об устранении тех или иных нарушений. О ведении реестра банковских гарантий. общее количество банковских гарантий; сколько банковских гарантий не были приняты заказчиками; сколько возвращены заказчиками в банки. О результатах осуществления контроля (ч.5 и 6 ст.99 Закона № 44-ФЗ). Обратите ВНИМАНИЕ -  Информация представляется в орган, обеспечивающий мониторинг, ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным годом. Результатом мониторинга будет размещение в ЕИС аналитических отчетов за каждый квартал и представление в Правительство РФ сводного аналитического отчета за год. По итогам мониторинга закупок за отчетный год формируется сводный аналитический отчет, который должен содержать информацию: о планировании закупок; об осуществлении закупок; о результатах контроля; об оценке эффективности обеспечения нужд; о мерах по совершенствованию законодательства РФ. Порядок подготовки сводного аналитического отчета о мониторинге закупок: сбор и размещение информации в ЕИС за каждый квартал осуществляются до последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Переходим к следующим изменениям, коснувшимся УИС – предприятия уголовно-исполнительной системы. Правительство обновило перечень товаров, при закупках которых заказчики предоставляют преимущества учреждения уголовно-исполнительной системы. Перечень постановления от 14 июля 2014 г. № 649 вышел в новой редакции. Новая редакция перечня потребовалась в связи с введением кодов ОКПД2. Также для обновления кодов классификатора правительство обновило перечень товаров, которые заказчик может закупить у УИС как у единственного поставщика. Кроме того, правительство исключило из постановления сноски, которые позволяли заключать такие контракты только для нужд УИС, ФССП России и при размещении гособоронзаказа. Следующее изменение – оно коснулось системы здвохранения. Теперь лечение за границей можно закупать у единственного поставщика. Контракты с иностранной организацией на лечение российского гражданина России за рубежом с 1 января 2017 года следует проводить как закупку у единственного исполнителя. Провести запрос предложений будет невозможно. Источник: Закон от 3 июля 2016 г. № 320-ФЗ. А теперь, внимание, изменение по 223-ФЗ. Самое существенное изменение, касающееся Закона № 223‑ФЗ, – это вывод государственных и муниципальных унитарных предприятий из-под действия данного закона. С 01.01.2017 МУП и ГУП при осуществлении закупок должны руководствоваться положениями Закона № 44‑ФЗ, за исключением двух случаев закупок, названных в ч. 2.1 ст. 15 Закона № 44‑ФЗ, вступающей в силу с поименованной даты. Положения Закона № 44-ФЗ с 1 января 2017 г. распространяются в том числе на государственные унитарные предприятия, являющиеся субъектами естественных монополий. До вступления в силу Закона № 321-ФЗ договоры, заключенные государственными (муниципальными) унитарными предприятиями в соответствии с положениями № 223-ФЗ, сохраняют свою силу до окончания срока их действия. Не смотря на то, что Государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями 44 Федерального закона, есть исключения- это федеральные государственные унитарные предприятия, имеющие существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации. Появился правовой акт - Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2016 N 2931-р <Об утверждении перечня федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности. Кстати, ГУП и МУП смогут использовать  № 223-ФЗ только в определенных случаях - при осуществлении закупок за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами (в том числе иностранными), а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное; а так же в качестве исполнителя по контракту при привлечении на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств указанного предприятия (кроме случаев исполнения контракта, заключенного на основании п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ по распоряжению Правительства РФ или Президента РФ).Чтобы закупки были осуществлены в соответствии с Законом № 223-ФЗ, предприятиям необходимо разработать и утвердить нормативный акт - Положение о закупке. Далее, особое внимание хочу уделить изменениям для товаров российского происхождения – такие товары получили приоритет. Истоником является Постановление Правительства РФ от 16.09.2016 № 925. Вы спросите, как приоритет работает, очень просто, если речь идет о конкурсе или запросе предложений – то оценка российского товара производится по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке. Если речь идет об аукционе – то с участником предложившим иностраный товар, заключат договор по цене, сниженной на 15 процентов от предложенной им цены договора. Какие же условия предоставления приоритета - требование об указании (декларировании) участником закупки в заявке на участие в закупке наименования страны происхождения поставляемых товаров; 2) отнесение участника закупки к российским или иностранным лицам на основании документов участника закупки, содержащих информацию о месте его регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), на основании документов, удостоверяющих личность (для физических лиц); 3)указание страны происхождения поставляемого товара на основании сведений, содержащихся в заявке на участие в закупке, представленной участником закупки, с которым заключается договор. Приоритет устанавливается в отношении закупок, извещения о которых размещены в единой информационной системе начиная с 1 января 2017 года. Когда же приоритет не предоставляется: а) закупка признана несостоявшейся и договор заключается с единственным участником закупки; б) в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке ТРУ российского происхождения; в) в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке ТРУ иностранного происхождения; г) в заявке, представленной участником конкурса или иного способа закупки, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок ……. стоимость товаров российского происхождения, стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет менее 50 процентов стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг; д)в заявке на участие в закупке, представленной участником аукциона или иного способа закупки, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора …..стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет более 50 процентов стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг.

Далее, хочу рассказать про очередные изменения для СМП. Это субъекты малого предпринимательства. Государство каждый год вносит для них те или иные изменения и этот год не исключение. Итак, о чем идет речь. Организации, руководствующиеся Законом № 223‑ФЗ, в определенных случаях обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства (СМП). Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 утверждено Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема. С 2017 года вступила в силу ч. 8.1 ст. 3 Закона № 223‑ФЗ. Согласно данной норме заказчики должны будут руководствоваться Законом № 44‑ФЗ при осуществлении закупок, если: 1)не выполнили обязанность по осуществлению закупок у СМП в течение календарного года в объеме, установленном Постановлением Правительства РФ № 1352; 2)разместили недостоверную информацию о годовом объеме закупок у СМП, включенную в отчет, предусмотренный ч. 21 ст. 4 Закона № 223‑ФЗ; 3)не разместили отчет об объеме закупок у СМП в ЕИС. В названных случаях будет считаться, что заказчик с 1 февраля очередного года и до завершения такого года не разместил положение о закупках, следовательно, не может руководствоваться Законом № 223‑ФЗ. Как Вы видите все достаточно серьезно. Следующее изменение, наверное, расстроит многих участников закупок. Правительство предоставило еще один год Казначейству, чтобы оно обеспечило возможность участникам госзакупок подавать все заявки в электронной форме через единую информационную систему. Постановление об этом вступило в силу 14 января. Постановление N 36 предусматривало обязанность Казначейства предоставить указанную возможность участникам госзакупок не позднее 1 января 2017 года. Теперь у ведомства новый срок - не позднее 1 января 2018 года. Это связано с отсутствием необходимого функционала в ЕИС, появление которого и должно обеспечить Казначейство до 2018 года. НПА: Постановление Правительства РФ от 31.12.2016 N 1588 (вступает в силу 14 января 2017 года). Еще одно изменение, на которое хочу обратить внимание - С 9 января 2017 года руководителем участника госзакупки не может быть судимый за взятку. Руководитель участника госзакупки не должен иметь неснятую или непогашенную судимость за преступления против госвласти, интересов госслужбы и службы в органах местного самоуправления.К этим преступлениям относятся: 1)незаконное участие в предпринимательской деятельности; 2)получение взятки; 3)дача взятки; 4)посредничество во взяточничестве. Ранее по Закону N 44-ФЗ у руководителя участника госзакупки должна была отсутствовать неснятая или непогашенная судимость только за преступления в сфере экономики. С 9 января дополнился еще и перечень требований к юрлицам - участникам закупки: они в течение двух лет до подачи заявки не должны привлекаться к административной ответственности за незаконное вознаграждение. Следующее нововведение: С 4 января 2017 года применяются типовые условия для госконтрактов, по которым нужно привлекать СМП, а именно теперь типовые условия должны предполагать, что контрагент заказчика должен привлечь субподрядчиков или соисполнителей из числа СМП, СОНКО в объеме не менее 5% от цены госконтракта. Поставщик, подрядчик, исполнитель обязаны предоставлять госзаказчику ряд документов, среди которых: 
- декларация о том, что привлеченное лицо является СМП или СОНКО. Ее нужно направить заказчику в течение 5 рабочих дней со дня заключения договора с субподрядчиком, соисполнителем; 
- копия документа о приемке у СМП, СОНКО результатов исполнения договора. Такую копию надо предоставить заказчику в течение 10 рабочих дней со дня оплаты исполнителем госконтракта товаров, работы, услуг. Указан в типовых условиях и срок, в который исполнитель контракта обязан оплачивать товары, работы, услуги. Он составляет 30 дней с даты подписания исполнителем документа о приемке. НПА: Постановление Правительства РФ от 23.12.2016 N 1466 (вступает в силу 4 января 2017 года).

Изменения пришли и в работу избирательных комиссий. Таким образом в соответствии с п.9 части 2 статьи 1 деятельность ЦИК и избирательных комиссий субъектов РФ при проведении федеральных выборов с 2017 года исключена из сферы действия 44-ФЗ. Так же хочу отметить ряд изменения, касаемых исполнения контракта. Мы помним, что в составе антикризисных мер в 2015-2016 годах Правительством принимался специальный порядок списания пеней и штрафов по госконтрактам. Срок действия постановлений был ограничен одним годом, таким образом часть 6.1 статьи 34 утратила силу. Так же В 2015 и 2016 годах допускалось изменение по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами (включая государственные контракты, муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу закона о Контрактной системе. Теперь п. часть1.1 статьи 95 утратила силу. Наряду с предусмотренными частью 2 статьи 96 случаями, при которых заказчик был вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта, Правительство Российской Федерации было вправе определить случаи и условия, при которых в 2015 и 2016 годах заказчик вправе не устанавливать данное требование. Теперь часть 2.1 статьи 96 утратила силу.

Ну и последнее, о чем я хотел сегодня рассказать – это о том,что Заказчики по 223-ФЗ с 2017 года теперь смогут предоставлять приоритет товарам из Белоруссии. Белорусские товары, а также работы и услуги, выполняемые лицами этой страны, будут наравне с отечественными иметь приоритет перед иностранными ТРУ. Чтобы заказчик по Закону N 223-ФЗ мог в 2017 году предоставлять приоритет, потребуется включить ряд условий в положение и документацию о закупке. Среди них условие о том, что участник должен отразить в заявке страну происхождения товара.Порядок предоставления приоритета будет зависеть от способа закупки. Подробно особенности описаны в Постановлении N 925. В Постановлении N 925 есть важное уточнение: приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле и Договора о Евразийском экономическом союзе. Приоритет будут иметь товары, работы, услуги из всех стран ЕАЭС. Напомним, наряду с Россией и Белоруссией в союз входят Казахстан, Армения и Киргизия. Итак, друзья на сегодня все. Я постарался осветить все важные изменения в законах о закупках. Как эти изменения отразятся на всей сфере, поживем увидим. Но что можно сказать точно-это далееко не последние изменения. Так что до новых встреч.


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий: